Закон, принятый Госдумой в конце июля, вступит в силу 1 апреля 2024 года.
Подписчики нашего телеграм-канала «Крыша ТурДома» уже обращали внимание, что, несмотря на четырехкратное увеличение размера штрафа, на выходе сумма компенсации получается незначительной. Да и получить ее быстро не всегда получится. «Нам Nordwind насчитал 356 руб. Уже год не могут отправить», – поделился один из читателей.
Поправки, увеличивающие штрафы, были внесены в Госдуму еще в 2018 году, и тогда предлагалось наказывать перевозчика на 3% от суммы перелета. Это более интересный вариант для пассажиров. Например, за пятичасовую задержку рейса Москва – Стамбул при стоимости билета в 15 тыс. руб. в один конец турист смог бы получить 2250 руб. (а не 500, как это предусмотрено новым законом). Однако решили остановиться на 100 руб.
«Ключевое: не на сколько подняли штраф, а сможет ли эта компенсация быть выше цены билета, – полагает председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов. – К сожалению, верхний порог, не превышающий 50% от цены билета, остался прежним. По факту при длительных задержках ничего не изменилось, а за короткими возмещениями (100–200 руб.) пассажиры обращаться вряд ли будут». Кроме того, важным, по мнению Зотова, является и механизм выплат – если он будет автоматическим (например, на банковскую карту или в кассе), тогда большее количество граждан получит компенсацию. «Сейчас же далеко не каждый согласен писать претензию в адрес компании, ждать 30 дней и потом надеяться, что авиакомпания деньги вернет. Есть множество факторов, когда это может не случиться», – отметил эксперт.
Не произойдет, например, это в ситуации, если авиакомпания сможет доказать, что причиной задержки рейса стал форс-мажор – плохие погодные условия или поломка воздушного судна, т. е. обстоятельства, угрожающие безопасности полета. В этом случае никакие компенсации пассажиру не положены. А учитывая, что в настоящее время поломки – одна из главных причин задержек, то надеяться на компенсации зачастую не стоит.