+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
14.07.2016 12:29:51
Авиация / Новости
РЖД-Партнер

Победа не за «Победой»

Формат низкобюджетного перевозчика в России приживается тяжело и сопровождается разными скандалами. Сумеет ли «Победа» преодолеть условности и выстроить работу таким образом, как это делают лоукостеры во всем мире?

Статистика обязывает

По данным Росавиации, авиакомпания «Победа» за 5 месяцев 2016 года увеличила перевозку пассажиров на 95,4% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. В то время как в целом по отрасли объем перевозок пассажиров снижается (-6,5% по отношению к январю – маю 2015 г.), низкобюджетному авиаперевозчику удалось показать более чем положительную динамику.

По данным Росавиации, авиакомпания «Победа» с начала года транспортировала 1,6 млн пассажиров. Пассажиропоток за первые 3 месяца 2016-го достиг 950,8 тыс. человек. Отметим, что по итогам 2015 года компания перевезла 3 млн пассажиров. Согласно заявлению «Победы», в 2016-м перевозчик планирует увеличить пассажиропоток примерно на 1 млн человек. Стремительный рост «Победы» и уход с рынка «Трансаэро» позволили лоукостеру подняться на 6-е место в России по пассажиропотоку.

Сегодня на отечественном рынке работают 14 компаний-лоукостеров (и только одна из них – российская). Это германские Air Berlin, Germanwings, венгерско-польская Wizz Air, испанская Vueling Airlines, турецкая Pegasus Airlines и авиакомпании Air Arabia и Flydubai из ОАЭ. Напомним, что в нашей стране было уже две попытки создания лоукостеров. В 2006 году начал летать Sky Express, предлагавший билеты за 500 руб., а в 2009-м была запущена «Авианова» с еще более низкими ценами – от 250 руб. Оба лоукостера прекратили свою деятельность в конце 2011 года. Также недолго пролетал и «Добролет», на смену которому пришла «Победа». Именно эта авиакомпания сегодня удачно реализует в России модель низкобюджетного авиаперевозчика. Однако, по словам экспертов, она может упустить важнейшую составляющую успеха – лояльность пассажиров.

Покупки дороже билетов

С 1 июля 2016 года лоукостер повысил тарифы на провоз товаров из duty free. Как пояснили в пресс-службе авиакомпании «Победа», из-за большого количества проносимых на борт пакетов с покупками в магазинах беспошлинной торговли принято решение приравнять такой багаж к другим типам багажа. Раньше стимулирующий тариф на провоз пакетов duty free составлял 700 руб., тогда как за пронос на борт не оплаченных предварительно пакетов с вещами взималось на гейте 2 тыс. руб. «В результате из-за заниженного по сравнению со стоимостью провоза другой ручной клади тарифа на перевозку товаров из duty free количество пакетов из магазинов беспошлинной торговли на борту увеличилось настолько, что время на посадку/высадку пассажиров стало превышать положенный по нормативам лоукост-перевозчиков 5-минутный норматив. Теперь применяется одинаковый тариф ко всем пакетам», – пояснили в компании.

Согласно Воздушному кодексу РФ, пассажир имеет право провозить бесплатно в качестве багажа чемодан (сумку, рюкзак и т. д.) весом не более 10 кг. Кроме того, утвержденные Минтрансом России Федеральные авиационные правила (ФАП-82) разрешают бесплатно брать с собой на борт самолета дамскую сумочку или портфель, папку для бумаг, зонт, трость, букет цветов, верхнюю одежду, книги, журналы или газеты для чтения в полете, детское питание, телефон, фотоаппарат, видеокамеру, ноутбук, костюм в портпледе, детскую люльку, костыли и кресло-коляску. Как и прежде, за небольшие покупки из duty free, которые умещаются в дамскую сумочку/мужской портфель или в оплаченный ранее багаж в салон, плата не взимается.

Кроме того, большое количество ручной клади в салоне самолета, как комментирует представитель «Победы», увеличивает время обслуживания разворотного рейса, что недопустимо для лоукостера. По стандарту процесс посадки/высадки пассажиров должен занимать не более 5–7 минут.

Еще один немаловажный фактор: увеличилось количество дебоширов на борту из-за алкогольного опьянения. По наблюдению авиакомпании, пассажиры проносят пакеты из duty free с алкогольной продукцией и в полете употребляют алкогольные напитки вопреки запрету перевозчика.

Имидж – еще не все

По мнению президента НП «Гильдия маркетологов» Игоря Березина, увеличение платы за провоз товаров из duty free на борту «Победы» не скажется на имидже компании. Более того, такой подход соответствует политике низкобюджетного перевозчика. «Лоукостеры во всем мире так себя и ведут. На этом строится их бизнес-модель. Есть голый тариф, приобретая билет по которому который вы летите с одной сумкой, а все дополнительные услуги оплачиваете сверху. Если же вы берете с собой багаж, хотите выбрать место и так далее, то цена может получиться даже выше, чем при перелете обычным рейсом», – комментирует эксперт.

По его мнению, если у человека нет возможности полететь обычным рейсом, то он пользуется услугами лоукост-перевозчиков. В данном случае, по его словам, речь идет не о бедных путешественниках, а, скорее, об экономных. «Если ты можешь себе позволить потратить несколько тысяч на покупку алкоголя, косметики и прочих товаров в duty free, то будь добр заплати и за дополнительный объем вещей, который перевозишь», – комментирует И. Березин.

Однако независимый эксперт ритейла Александр Анфиногенов, придерживается другой точки зрения. «Если низкобюджетный перевозчик позиционирует себя как последнее пристанище для тех, кому некуда деваться, кроме как пользоваться их транспортной услугой, то тогда все происходит правильно. Если же авиакомпания «Победа» видит себя полноценным игроком для стандартной на этом рынке целевой аудитории, то тогда ей нужно срочно менять свое отношение к пассажирам», – комментирует он. Хотя соглашается, что поведение в duty free наших соотечественников все больше напоминает поход в гипермаркет: все стараются купить максимальное количество товаров. «Конечно, это создает проблемы всем авиаперевозчикам. Но авиакомпания «Победа» в своей стратегии лоукостера упускает важнейшую составляющую успеха – лояльность пассажиров», – считает А. Анфиногенов.

Через тернии в небо

Отметим, что первого российского лоукотера постоянно сопровождает череда скандалов. Весной он не прошел проверку Ространснадзора. Сотрудники ведомства подвергли сомнению действия «Победы» и направили авиаперевозчику предписание по устранению всех выявленных в ходе внеплановой проверки авиакомпании нарушений. В ведомстве полагают, что установленные лоукостером «Победа» нормы бесплатно перевозимого багажа нарушают требования Воздушного кодекса. Также ведомству не понравилось, что лоукостер взимает плату за провоз вещей, «разрешенных к перевозке сверх установленной нормы бесплатного провоза багажа и без взимания платы с пассажира». К числу нарушений отнесено и отсутствие питания. Однако ни один из европейских лоукостеров не кормит пассажиров в полете бесплатно. Почти у всех бесплатный багаж ограничен ручной кладью в 10 кг. За перевес нужно платить. Какие вещи можно взять с собой в салон бесплатно, нужно уточнять заранее. Например, у «Победы» размер сумки, которую можно пронести на борт в качестве ручной клади, не регламентирован, а вот любой рюкзак, даже совсем маленький, – только за дополнительную плату. По словам исполнительного директора отраслевого агентства «АвиаПорт» Олега Пантелеева, «Победа» ввела правила, внимательно изучив все особенности Воздушного кодекса. «В нем не указано, к примеру, что бесплатно можно провозить до 10 кг именно в салоне воздушного судна, следовательно, ничто не мешает потребовать сдать бесплатно такие вещи в багаж. В документе также не упоминаются рюкзаки, поэтому даже небольшие рюкзаки компания требует отправлять в багажное отделение самолета», – пояснил он.

Как правило, размер ручной клади не должен превышать следующих параметров: 55x40x20 см. Однако, например, у EasyJet – 56x45x25 см. При этом важен и вес ручной клади – не более 10 кг. У той же EasyJet вес значения не имеет.

Как правило, зарубежные лоукостеры, помимо ручной клади, в самолет дополнительно без оплаты разрешают взять одеяло или пальто, мобильный телефон (но не фото- или видеокамеру и не ноутбук), прессу (книги, газеты, журналы) для чтения во время полета, а также коляску или люльку (складные) для детей в возрасте до 2 лет и костыли для пассажиров с ограниченной двигательной активностью.

Не успели пользователи соцсетей обсудить действия перевозчика по отношению к семейной паре, которую сняли с рейса и передали сотрудникам полиции, как разгорелся новый скандал.

Унижение как стратегия

Напомним, что компания "Победа" является дочерним предприятием "Аэрофлота", где корреспонденту РЖД-Партнер отказались дать комментарии о маркетинговой стратегии лоукостера.

Тем не менее, ряд независимых экспертов полагает, что часто хамское поведение "Победы" в отношении пассажиров как раз-таки является коммерческой стратегией. Пока лоукостер искусственно создает неудобства клиентам, "Аэрофлот", где цены в разы дороже, может спать спокойно - пассажиры, которые и рады бы сэкономить, но у которых все же есть возможность лететь за более высокую стоимость, никогда не пересядут в самолеты "Победы", где все - от кресел с неодкидывающимися спинками до часто некультурного поведения стюрдесс - призвано сделать перелет максимально неприятным.

Но возможно, проблема не столько в работе отдельно взятой авиакомпании, а все-таки в том, что в настоящий момент деятельность лоукостеров не имеет законодательно регламентированных особенностей обеспечения перевозочного процесса. В то же время, по данным Ространснадзора, законопроект об особом статусе компаний, осуществляющих авиаперевозки в лоукост-сегменте, находится на рассмотрении в Государственной думе.

Татьяна Симонова 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions