На этой неделе в Минтрансе России сообщили, что если транспортным ведомствам не удастся согласовать полеты «Уральских авиалиний», Россия в ответ примет зеркальные меры. Таджикская авиакомпания Somon Air может лишиться направления Худжанд – Москва. Минтранс может не продлить временный допуск по данному маршруту, который истекает 5 апреля.
Транспортное ведомство Таджикистана не смогло предоставить оперативный ответ на запрос редакции.
Ранее в таджикских СМИ появились данные о том, что Минтранс РТ готов начать переговоры с российской стороной после праздника Навруз, который состоялся 21 марта. Авиационные власти России, в свою очередь, предложили провести встречу 22–23 марта. Однако, по данным начальника управления общественных связей ведомства Тимура Хикматова, ответа от таджикской стороны не последовало. Позднее транспортное ведомство РФ повторно предложило провести встречу по вопросу «Уральских авиалиний» до 1 апреля.
Вчера Агентство гражданской авиации при правительстве Таджикистана ответило на обращение, попросив отсрочить консультации, сообщает ТАСС.
«Если Минтранс одного государства не идет на контакт с профильным ведомством другого государства в рамках межправительственного соглашения, то данный вопрос должен решаться на межгосударственном уровне, а не на уровне ведомств», – отмечает председатель Комиссии по гражданской авиации общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов.
Урегулирование санкциями
Возможный ввод симметричных санкций в отношении частной таджикской авиакомпании Somon Air избавит государственную Tajik Air от конкурента в направлении РФ – РТ. «Для Tajik Air Минтранс России может стать мощным инструментом по вытеснению внутренних конкурентов с ключевого для таджикских авиакомпаний рынка», – рассуждает ведущий эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Андрей Крамаренко. Причина, по которой Минтранс России выбрал частную Somon Air для возможного ограничения, заключается в сравнительно большем количестве направлений компании между РФ и РТ и более высокой частотностью полетов, нежели у государственной Tajik Air, добавляет эксперт. Так, ввод контрмер со стороны транспортного ведомства РФ дает повод таджикским авиавластям продолжить подобную практику в дальнейшем для ослабления частных авиакомпаний на направлении РФ – РТ.
Текущая стратегия Минтранса Таджикистана может быть вызвана снижением выручки Tajik Air в перевозках между городами России и Таджикистана. Власти республики всерьез обеспокоены появлением новых направлений и увеличением частотности авиасообщения, что, возможно, приводит к потере позиций национальных авиакомпаний в пользу российских. Поэтому таджикская сторона готова защищать интересы своих авиакомпаний на переполненном рынке, в том числе административными мерами.
По мнению А. Крамаренко, авиавласти республики не хотят повторить судьбу армянского и киргизского авиарынков, которые с переходом в режим открытого неба не справились в конкурентной борьбе с российскими авиакомпаниями.
Аналитики сходятся во мнении относительно возможности российских властей внести некоторые изменения в межправительственное соглашение об авиасообщении в пользу таджикских авиаперевозчиков для поддержания баланса на рынке. Возможно, с таким предложением обратится само правительство Таджикистана. При таком сценарии тарифы на авиаперевозки по маршруту РФ – РТ повысятся. Однако в случае обострения отношений между транспортными ведомствами двух стран стоимость авиабилетов также возрастет.
РФ и Таджикистан ограничивают авиаперелеты не впервые. В апреле 2017 года Минтранс России запретил ряд рейсов таджикской авиакомпании Somon Air в Россию в ответ на отказ авиавластей Таджикстана согласовать в полном объеме полеты компании «Ямал» из подмосковного Жуковского. Тогда же были ограничены полеты «ЮТэйр» и «Уральских авиалиний».