Управляющий партнер и основатель компании «Премьер Туризм» Камила Валибекова отмечает, что количество хулиганов на борту увеличилось после отмены коронавирусных ограничений. Участились случаи оскорбления экипажа, перелетов без ремня безопасности, превышение нормы провоза багажа в ручной клади, а также употребления спиртных напитков. Главной проблемой остается курение электронных устройств. Но даже все эти нарушения не являются поводом распространять на всех единый устав.
«Дело в том, что черные списки не являются для авиакомпаний обязательными. Авиаперевозчики вправе самостоятельно принимать решение, руководствоваться им либо нет. На сегодняшний день только две авиакомпании следуют черному списку, – подчеркивает К. Валибекова. – Неприятные инциденты остаются актуальной проблемой, и единый перечень пассажиров-авиадебоширов, безусловно, призван повысить комфорт перелета и значительно снизить количество нарушителей на борту, но на мой взгляд, пока непонятно, как с технической точки зрения единый реестр будет реализован. Получат ли туроператоры доступ к новой системе и готовы ли они будут заниматься пристальным отбором нарушителей? И как хорошо будет реализована автоматическая блокировка продажи авиабилетов? Туроператоры работают с иностранными системами бронирования, а также выкупают блоки мест у иностранных авиаперевозчиков. Если представить ситуацию, что путешественник-нарушитель захочет вылететь за границу и сделать это можно только по загранпаспорту, а в системе будет указан его российский паспорт, то система нарушителя попросту не распознает. Для защиты авиакомпаний от дебоширов необходима полная автоматизация процесса, причем в единой базе всех авиакомпаний».
Несмотря на то, что авиаотрасль – сфера высоких рисков, по мнению начальника отдела маркетинга турагентства «Розовый слон» Дарьи Щербаковой, общее огульное «запретить» всегда растет из нежелания дополнительных затрат на профессиональное решение проблемы на месте, нежелания планировать тот или иной риск и учитывать его в своих бизнес-схемах.
«Общие черные списки чреваты, во-первых, ограничением права человека на авиапередвижение на довольно долгий срок. А ведь в течение этих трех лет может возникнуть какая-то жизненно важная ситуация, требующая перемещения между пунктами, где нет, к примеру, железной дороги или невозможно доехать на машине. Все бывает. Во-вторых, ошибками. Есть однофамильцы, которые могут пострадать ни за что. Это не пойдет на пользу репутации авиакомпании», – говорит Д. Щербакова.
Кроме того, иногда единичное нестрогое нарушение не повод ставить крест на перелетах и записывать в перечень «рьяных нарушителей» провинившегося пассажира.