С одной стороны, для многих автомобилистов наличие платных дорог само по себе не новость. Так, например, на скоростной автомобильной дороге М-11 Москва – Санкт-Петербург и на автомобильной дороге общего пользования федерального значения М-4 «Дон» существуют участки автодорог, которые существенно сокращают время пребывания в пути и являются платными. Более того, если повнимательнее посмотреть на федеральные трассы, можно увидеть достаточно большую долю (около 40–50%) платных участков. В то же время платные участки дорог являются альтернативой обычным бесплатным дорогам общего пользования.
Отсюда и возникает вопрос, насколько в целом правомерно обязательное введение платы на дорогах регионального значения. С одной стороны, получаемые денежные средства пойдут на благие цели – бесплатный проезд в общественном транспорте, его содержание, общее улучшение качества автодорог. Но с другой стороны, в отсутствие другой альтернативы передвижения на личном транспорте его владелец вынужден будет платить. И такая плата может стать не самым приятным финансовым сюрпризом для автовладельца наряду с иными обязательными финансовыми затратами: транспортным налогом, полисом ОСАГО, бензином и техническим обслуживанием автомобиля.
Другой не менее важный и спорный вопрос – не нарушает ли такая обязательная плата право на свободное передвижение. Согласно ст. 27 Конституции РФ, каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Такая свобода предполагает право выбора, какой дорогой пользоваться. Ситуация, когда такое право отсутствует, равно как и ситуация с отсутствием альтернатив бесплатным дорогам, обществом может быть расценена как ограничение права на свободное передвижение.
А если региональная трасса является еще и единственным способом добраться до какого-либо населенного пункта, то взимание платы также может быть истолковано как нарушение права на передвижение, потому как само по себе существование платной дороги запрещает пользоваться ею в ситуации отсутствия у человека денежных средств на это. В силу чего ведомствам, вероятнее всего, придется решать и такие вопросы, как возможные льготы или право бесплатного проезда для тех, кто, например, проживает в данной местности. В любом случае подобная инициатива нуждается в детальной подготовке и проработке всех вопросов, которые касаются конституционных прав граждан в целом и автомобилистов в частности.
Автор: Сергей Павликов, д. ю. н., руководитель департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при правительстве РФ
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.