В число подобных государств входит и Россия, где доля авто на электротяге во внутреннем автопарке составляет лишь 0,1%. И хотя 42% россиян, согласно опросам, положительно относятся к приобретению электрокара, они все-таки откладывают покупку по целому ряду причин.
Во-первых, в России наблюдается несовершенство специальной инфраструктуры для электромобилей. Например, в лондонской агломерации число зарядных станций – 8570 ед. – превышает общероссийские показатели более чем в 8 раз. Географический дисбаланс также сказывается на недостаточном распространении электрокаров в РФ: свыше 80% «зарядок» сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге. Для решения данной проблемы необходимо увеличивать сеть заправочных станций – прежде всего за пределами мегаполисов, что уже нашло свое отражение в планах правительства по установке 9 тыс. электропостов к 2024 году по всей России.
Во-вторых, дополнительной мерой по развитию системы электромобилей может стать предоставление их владельцам права пользования полосами для общественного транспорта и возможностей для бесплатной парковки в российских мегаполисах. Положительно сказался бы и беспошлинный проезд по платным автотрассам. Но следует отметить, что в Норвегии подобные преференции предоставляются с 2005 года.
Следующий фактор, сдерживающий приобретение россиянами электромобилей, – финансовый. Так, стоимость авто на электротяге по-прежнему превышает цену автомобиля с ДВС. И хотя специальные льготы частично компенсируют затраты на эксплуатацию электрокаров, планируемый в 2022 году отказ от нулевой импортной пошлины на электромобили приведет к резкому повышению цен на подобные модели. В свою очередь, Китай, где доля электромобилей существенно превышает российские показатели, не спешит отказываться от субсидий (до $2,5 тыс.) на покупку электрокаров.
Таким образом, в России существуют предпосылки для роста количества электромобилей. К ним относится положительное отношение населения к таким авто и старт ряда программ по поддержке владельцев электрокаров. Но для успешного завершения перехода россиян на электромобили необходимо нарастить темпы внедрения специальной инфраструктуры и расширить набор льгот для потенциальных покупателей авто на электротяге, что будет соответствовать наиболее передовым зарубежным практикам.
Автор: Андрей Ольховский, генеральный директор ГК «АВТОDOM»
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.