– Что сейчас происходит на границе между Великобританией и странами ЕС?
– Франция вчера запретила всем грузовикам и водителям въезд из Великобритании, первоначально на 48 ч. Это подвергает риску до 85% всего импорта Великобритании из ЕС и буквально прерывает цепочку поставок из ЕС в Ирландию.
IRU призывает правительства Франции, Великобритании и других стран держать границы открытыми для грузовых перевозок и внести ясность в отношении новых мер COVID-19.
Транспортировка основных грузов, особенно продуктов питания и медикаментов, находится под угрозой по обе стороны Ла-Манша. Водители и транспортные компании из ЕС не уверены в возможности ввозить грузы в Великобританию, опасаясь, что они не смогут вернуться.
Это усугубляется тем, что грузовики, направляющиеся в Великобританию, в последние дни вынуждены ждать до 24 ч на французской стороне границы. Заблокированные грузовики и закрытые границы быстро превратятся в заснеженный сугроб за пределами Великобритании и Франции, что повлияет и на другие цепочки поставок по всей Европе.
На границе – коллапс
– Что же делать в нынешней ситуации?
– Новый штамм COVID-19 серьезен, и его необходимо контролировать. Как и на ранних стадиях пандемии, необходимо принимать четкие и соразмерные меры, направленные на вирус, а не на водителей и грузовики. Обязательные исключения или карантинные периоды для водителей неэффективны.
Полное закрытие границ для движения грузовиков в любой точке Европы – беспрецедентное явление в условиях нынешней пандемии. Грузовики перемещались по Европе на протяжении всей пандемии. Инициатива ЕС «Зеленые переулки», поддержанная всеми членами ЕС, включая Францию, ясно показала, что непрерывность логистических цепочек имеет решающее значение и должна быть защищена.
Текущие действия Франции не имеют смысла и только усугубят ситуацию в и без того неопределенный период из-за надвигающегося перехода к брекситу.
Чтобы избежать дальнейшей путаницы и сбоев в перевозках товаров по Европе, французское правительство должно немедленно освободить грузовики, водителей грузовиков и их грузы от ограничений на пересечение границы.
– В каких условиях находятся водители?
– Поскольку в последние дни грузовики ждут уже больше суток по обе стороны Ла-Манша из-за накопления запасов перед брекситом по обе стороны границы, должно быть приоритетным здоровье и благополучие водителей, особенно для грузовиков из ЕС, застрявших в Великобритании, где сейчас зима.
Приветствуется, что правительство Великобритании вводит в действие свои планы на случай непредвиденных обстоятельств брексита, например, с аэропортом Манстон, но этого может быть недостаточно. Водители, застрявшие во Франции и Великобритании, нуждаются в достаточном питании, воде, санитарных условиях и доступе к медицинским услугам.
Помимо краткосрочных действий со стороны правительств Франции и Великобритании в ближайшие 24 ч по возобновлению движения грузовиков, властям необходимо снова принять меры, принятые ранее во время пандемии для облегчения передвижения через границу. Напомним, что они включают организацию зеленых полос для определения приоритетности грузовиков в пограничных очередях и продвижение решений, принятых по транзиту, таких как использование системы карнетов TIR.
Выход – применение конвенции МДП
– Но раньше система TIR, основанная на конвенции МДП, между Великобританией и странами ЕС не требовалась. Готовы ли государственные структуры вернуться к уже вроде бы забытому режиму?
– В пятницу, 18 декабря 2020 года, Великобритания подтвердила готовность к продлению действия конвенций МДП между Великобританией и странами ЕС, когда завершится переход к брекситу.
При этом правительство Великобритании подтвердило, что оно было готово к увеличению транзита на условиях МДП, когда закончится переходный период брексита. А это должно было произойти через две недели.
Данное заявление было встречено с надеждой автоперевозчиками. Ведь оно было направлено на смягчение потенциальных проблем с движением и водителями на британской стороне границы с ЕС.
В ответ на вопросы ведущих автотранспортных компаний ЕС на диалоге IRU на этой неделе высокопоставленные лица из Министерства транспорта и таможни Великобритании подтвердили: пограничный персонал готов к транзиту на условиях МДП с 1 января 2021 года.
– Однако переговоры о торговой сделке после брексита все еще ведутся…
– Да, поэтому IRU и автотранспортные операторы по обе стороны Ла-Манша выразили тревогу по поводу неопределенности, с которой компании продолжают сталкиваться при планировании поставок, особенно скоропортящихся продуктов. Они также озабочены порядком выполнения таможенных формальностей и оформления транзитной документации.
Эти события указывают на то, что использование процедур МДП крайне желательно. Великобритания использовала систему пропуска автопоездов с карнетами TIR более 70 лет, хотя и в меньших объемах во время своего членства на едином рынке ЕС с 1992 года.
Эта система обеспечивает как физическую, так и финансовую безопасность. Она применяется для сообщения между самыми разными странами, в том числе такими, как Беларусь, Россия, Турция и Украина.
В Великобритании издан подробный справочник, в котором на 14 языках указана вся информация, необходимая для водителей и операторов, въезжающих или выезжающих из Великобритании с 1 января 2021 года.
Новая британская система Check an HGV также теперь доступна онлайн с информацией для водителей о документах, необходимых для выезда из Великобритании, в том числе о том, как зарегистрироваться для получения разрешения на доступ в Кент для грузовых автомобилей, выезжающих через порт Дувр или Евротоннель.
Тем временем границы на замке…
– Однако эти инструменты не работают, если границы закрыты… Что тут делать?
– Требуется выработать неотложные действия.
На прошлой неделе IRU организовала продуктивный диалог на высоком уровне с Министерством транспорта и таможни Великобритании вместе с транспортными компаниями из ЕС по вопросам планирования брексита. Конструктивный диалог между государственным и частным секторами должен продолжаться, чтобы обеспечить возможность доставки товаров, необходимых европейским гражданам.
IRU призывает правительства Франции, Великобритании и других стран держать границы открытыми для грузовых перевозок и внести ясность в отношении новых мер COVID-19.
Беседовал Андрей Лазарев
Автор: Беседовал Андрей Лазарев
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.