+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
22.12.2021 09:17:16
Авто / Комментарии
РЖД-Партнер

Ситуация с грузовиками на погранпереходах в Белоруссии сложная, но не критичная

На пограничных пунктах действительно скопились очереди из грузовиков. Однако сейчас они превысили уровень, который обычно наблюдается в конце года.
Ситуацию, впрочем, нельзя назвать критической. По данным, поступившим от белорусских автоперевозчиков, 20–21 декабря из пяти литовских международных автомобильных пунктов пропуска (МАПП) два (Видзы и Бенякони) выполнили договоренности по пропуску грузовиков.

Еще два пропускали чуть меньше машин, чем обычно. И только МАПП Мядининкай оформил всего половину от пропускной способности. Собственно, здесь и образовалась та самая пробка, о которой вчера вечером сообщалось по российскому телевидению.

На латвийском направлении фуры следовали через территорию Латвии без задержек. Однако когда сюда стали стекаться машины, ранее следовавшие через другие европейские МАПП, то и здесь стали фиксировать скопление грузовиков.

Польша озаботилась здоровьем водителей

Основная причина – изменение работы МАПП Польши. Во-первых, в одностороннем порядке и без объяснения причин Польшей был с 9 ноября 2021 года закрыт МАПП Кузница Белостоцкая. Белорусские пограничники сообщили, что объективных причин для принятия такого решения с тех пор так и не увидели.

Соответственно фуры были перенаправлены на два других польских погранперехода. Однако там с середины декабря стали оформлять только 70% от нормы. В итоге здесь и появились очереди. Вчера, в частности, на МАПП Козловичи она растянулась на 13 км.

Дело в том, что с 15 декабря в Польше ввели новые ограничения, связанные с борьбой против коронавируса. Это означало, что все прибывающие в Польшу не из стран Шенгена обязаны предъявить отрицательный ПЦР-тест, сделанный не позднее чем за 24 ч. до въезда в страну.

Это связано с тем, что в ЕС не признают российскую вакцину. Точнее, она не дает права на получение медицинского сертификата евростандарта и, соответственно, на внесение в базу данных QR-кодов ЕС.

Правило распространяется и на дальнобойщиков. Причем вне зависимости от того, вакцинирован водитель, переболел ковидом или нет. Те, кто застрял на границе, ПЦР-теста не имели. И их разворачивали обратно в Белоруссию. В Польше заявили, что проинформировали всех своевременно. Однако до многих дальнобойщиков эти сведения дошли с опозданием, сообщили белорусские СМИ.

Литва и Польша – две большие разницы

Аналогичные требования выдвинуты и в Литве. Но там на погранпереходах поставили мобильные пункты для ПЦР-тестов. Так что водителям приходилось просто платить €25 за процедуру и ехать дальше.

В Польше этого не сделали. Таким образом, водителям приходилось возвращаться в Брест. Однако с поправкой на очередь на границе из фур гарантий того, что после возвращения на МАПП ПЦР-тест окажется действительным, не было: за 24 ч. можно было не успеть пересечь границу.

По несколько суток, как сообщили в некоторых СМИ, конечно, тут машины не стояли. Но в среднем путь от Бреста до начала процедур на польской границе занимал 20 ч., подсчитал один из дальнобойщиков.

По его версии, в Польше так поступили в ответ на введение в Белоруссии навигационных пломб при пересечении границы из Польши, за которыми польским дальнобойщикам приходилось выстаивать очереди.

Ситуация нормализуется

В дальнейшем ситуация должна нормализоваться, поскольку белорусская сторона у своей границы взялась за организацию сдачи ПЦР-тестов. В МАПП Берестовица и Козловичи уже приехали медики, им выделили помещение, где установлено оборудование для экспресс-тестирования. Стоит услуга 40 руб. 33 коп. Причем оплатить ее можно через систему белорусских онлайн-платежей ЕРИП.

Остается добавить, что Совет министров Белоруссии 6 декабря 2021 года внес поправки в постановление «О применении навигационных устройств (пломб)». Иными словами, одним из первых решил выполнить введенные на пространстве ЕАЭС положения о навигационных пломбах для отслеживания перевозок, поскольку у белорусской таможни уже имелось оборудование для такого контроля.

В итоге было выставлено требование установки навигационных пломб на ввоз товаров автотранспортом из Литвы и Польши. Исключение было сделано для транзита из Калининградской области РФ. Почему решение не коснулось Латвии – неизвестно. Однако для польских и литовских перевозчиков в результате появилась наценка за установку пломбы. Причем для польских автоперевозчиков услуга почему-то стала стоить дороже, чем для литовских транспортников. Тем не менее в Литве оценили свои потери от новшества не менее чем в €600 тыс. в месяц.

Главное – спокойствие

Ситуацию на границе с Польшей в Государственном пограничном комитете Белоруссии прокомментировали весьма спокойно. Его представитель попросту разъяснил новый порядок пересечения границы с Польшей. И добавил, что со стороны Белоруссии предприняты меры, направленные «на недопущение задержек грузового транспорта на пути следования в страны ЕС через белорусско-польскую границу».

При этом пограничники указали, что меры распространяются не только на дальнобойщиков, но и на всех лиц, следующих из Белоруссии в Польшу. И уточнили, что тестирование не предусмотрено в МАПП Брест. А гражданам, выезжающим через указанный пункт пропуска, рекомендовано заранее сдать ПЦР-тест самостоятельно.

Как ожидается, новый порядок сократит количество частных машин, которые смогут пересечь границу с Польшей. Это обстоятельство будет также способствовать сокращению автомобильного потока в эту страну.

Калининградский анклав не пострадает

По данным экспедиторской компании, выполняющей железнодорожные перевозки в Калининград, особых проблем с перевозками грузов из РФ в данном направлении нет. Есть, правда, заминки на российской стороне из-за дефицита инфраструктуры. А что касается пересечения границы с Литвой, то на железнодорожное грузовое сообщение ковидные ограничения не распространяются, уточнил представитель ООО «LDz Logistics».

Можно ожидать, что железнодорожные перевозки в Калининградскую область через Литву увеличатся. Это же можно сказать о железнодорожном транзите в страны ЕС через РФ.

Однако не факт, что белорусские железнодорожники смогут оперативно скорректировать свою логистику для дополнительных отправок своего экспорта в российский анклав. Судя по увеличению частоты жалоб от грузовладельцев, в Белоруссии испытывают сейчас нехватку вагонов востребованных типов. Из-за этого на чугунке сейчас случаются задержки с отправками продукции белорусских предприятий.

В свою очередь, у российских грузоотправителей есть альтернатива – отправка грузов в Калининградскую область морем, включая паромное сообщение. Однако пока тут особого ажиотажа не наблюдается. Спрос на морские отправки в анклав вырос. Тем не менее многие клиенты предпочитают подождать нормализации автомобильных перевозок. А вот что касается отправок в страны ЕС, то здесь часть автомобильных грузопотоков из РФ может переключиться на российские морские порты на Балтике.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions