Ситуацию, впрочем, нельзя назвать критической. По данным, поступившим от белорусских автоперевозчиков, 20–21 декабря из пяти литовских международных автомобильных пунктов пропуска (МАПП) два (Видзы и Бенякони) выполнили договоренности по пропуску грузовиков.
Еще два пропускали чуть меньше машин, чем обычно. И только МАПП Мядининкай оформил всего половину от пропускной способности. Собственно, здесь и образовалась та самая пробка, о которой вчера вечером сообщалось по российскому телевидению.
На латвийском направлении фуры следовали через территорию Латвии без задержек. Однако когда сюда стали стекаться машины, ранее следовавшие через другие европейские МАПП, то и здесь стали фиксировать скопление грузовиков.
Польша озаботилась здоровьем водителей
Основная причина – изменение работы МАПП Польши. Во-первых, в одностороннем порядке и без объяснения причин Польшей был с 9 ноября 2021 года закрыт МАПП Кузница Белостоцкая. Белорусские пограничники сообщили, что объективных причин для принятия такого решения с тех пор так и не увидели.
Соответственно фуры были перенаправлены на два других польских погранперехода. Однако там с середины декабря стали оформлять только 70% от нормы. В итоге здесь и появились очереди. Вчера, в частности, на МАПП Козловичи она растянулась на 13 км.
Дело в том, что с 15 декабря в Польше ввели новые ограничения, связанные с борьбой против коронавируса. Это означало, что все прибывающие в Польшу не из стран Шенгена обязаны предъявить отрицательный ПЦР-тест, сделанный не позднее чем за 24 ч. до въезда в страну.
Это связано с тем, что в ЕС не признают российскую вакцину. Точнее, она не дает права на получение медицинского сертификата евростандарта и, соответственно, на внесение в базу данных QR-кодов ЕС.
Правило распространяется и на дальнобойщиков. Причем вне зависимости от того, вакцинирован водитель, переболел ковидом или нет. Те, кто застрял на границе, ПЦР-теста не имели. И их разворачивали обратно в Белоруссию. В Польше заявили, что проинформировали всех своевременно. Однако до многих дальнобойщиков эти сведения дошли с опозданием, сообщили белорусские СМИ.
Литва и Польша – две большие разницы
Аналогичные требования выдвинуты и в Литве. Но там на погранпереходах поставили мобильные пункты для ПЦР-тестов. Так что водителям приходилось просто платить €25 за процедуру и ехать дальше.
В Польше этого не сделали. Таким образом, водителям приходилось возвращаться в Брест. Однако с поправкой на очередь на границе из фур гарантий того, что после возвращения на МАПП ПЦР-тест окажется действительным, не было: за 24 ч. можно было не успеть пересечь границу.
По несколько суток, как сообщили в некоторых СМИ, конечно, тут машины не стояли. Но в среднем путь от Бреста до начала процедур на польской границе занимал 20 ч., подсчитал один из дальнобойщиков.
По его версии, в Польше так поступили в ответ на введение в Белоруссии навигационных пломб при пересечении границы из Польши, за которыми польским дальнобойщикам приходилось выстаивать очереди.
Ситуация нормализуется
В дальнейшем ситуация должна нормализоваться, поскольку белорусская сторона у своей границы взялась за организацию сдачи ПЦР-тестов. В МАПП Берестовица и Козловичи уже приехали медики, им выделили помещение, где установлено оборудование для экспресс-тестирования. Стоит услуга 40 руб. 33 коп. Причем оплатить ее можно через систему белорусских онлайн-платежей ЕРИП.
Остается добавить, что Совет министров Белоруссии 6 декабря 2021 года внес поправки в постановление «О применении навигационных устройств (пломб)». Иными словами, одним из первых решил выполнить введенные на пространстве ЕАЭС положения о навигационных пломбах для отслеживания перевозок, поскольку у белорусской таможни уже имелось оборудование для такого контроля.
В итоге было выставлено требование установки навигационных пломб на ввоз товаров автотранспортом из Литвы и Польши. Исключение было сделано для транзита из Калининградской области РФ. Почему решение не коснулось Латвии – неизвестно. Однако для польских и литовских перевозчиков в результате появилась наценка за установку пломбы. Причем для польских автоперевозчиков услуга почему-то стала стоить дороже, чем для литовских транспортников. Тем не менее в Литве оценили свои потери от новшества не менее чем в €600 тыс. в месяц.
Главное – спокойствие
Ситуацию на границе с Польшей в Государственном пограничном комитете Белоруссии прокомментировали весьма спокойно. Его представитель попросту разъяснил новый порядок пересечения границы с Польшей. И добавил, что со стороны Белоруссии предприняты меры, направленные «на недопущение задержек грузового транспорта на пути следования в страны ЕС через белорусско-польскую границу».
При этом пограничники указали, что меры распространяются не только на дальнобойщиков, но и на всех лиц, следующих из Белоруссии в Польшу. И уточнили, что тестирование не предусмотрено в МАПП Брест. А гражданам, выезжающим через указанный пункт пропуска, рекомендовано заранее сдать ПЦР-тест самостоятельно.
Как ожидается, новый порядок сократит количество частных машин, которые смогут пересечь границу с Польшей. Это обстоятельство будет также способствовать сокращению автомобильного потока в эту страну.
Калининградский анклав не пострадает
По данным экспедиторской компании, выполняющей железнодорожные перевозки в Калининград, особых проблем с перевозками грузов из РФ в данном направлении нет. Есть, правда, заминки на российской стороне из-за дефицита инфраструктуры. А что касается пересечения границы с Литвой, то на железнодорожное грузовое сообщение ковидные ограничения не распространяются, уточнил представитель ООО «LDz Logistics».
Можно ожидать, что железнодорожные перевозки в Калининградскую область через Литву увеличатся. Это же можно сказать о железнодорожном транзите в страны ЕС через РФ.
Однако не факт, что белорусские железнодорожники смогут оперативно скорректировать свою логистику для дополнительных отправок своего экспорта в российский анклав. Судя по увеличению частоты жалоб от грузовладельцев, в Белоруссии испытывают сейчас нехватку вагонов востребованных типов. Из-за этого на чугунке сейчас случаются задержки с отправками продукции белорусских предприятий.
В свою очередь, у российских грузоотправителей есть альтернатива – отправка грузов в Калининградскую область морем, включая паромное сообщение. Однако пока тут особого ажиотажа не наблюдается. Спрос на морские отправки в анклав вырос. Тем не менее многие клиенты предпочитают подождать нормализации автомобильных перевозок. А вот что касается отправок в страны ЕС, то здесь часть автомобильных грузопотоков из РФ может переключиться на российские морские порты на Балтике.
Автор: Александр Солнцев
Фото: AutoTraveler.ru
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.