Но мы не об этом, мы о мозаике. За эти панно вовремя не заплатили деньги подрядчику, и теперь даже чисто технологически поспеть нельзя – стекло для мозаики выпекается чуть ли не 180 дней. Замена на художественное стекло представляется решением разумным, хотя основной аргумент здесь – сроки. О деньгах говорят меньше, тем более что сообщается, что город рассматривает возможность увеличения госконтракта по Южному радиусу. По мне, так можно и поговорить. За мозаику называется цифра в 1 млрд руб. Ощущение, что компания-подрядчик пригласила на изготовление этих произведений дарования уровня Леонардо или Микеланджело. Хотя мой знакомый искусствовед поправляет меня, что в эту эпоху в ходу больше были фрески. Так вот, может не Леонардо, но Перуджино и Ботичелли могли бы за эти деньги отвлечься от исполнения своего знаменитого заказа в Ватикане и разрисовать купчинские станции. Короче, недешевая нынче мозаика. Само собой, напрашивается правильный комментарий, что мы, конечно, страна с самым красивым метро в мире, но все-таки это прежде всего транспорт и важна его функциональность. И, может, не все станции обязательно превращать в произведения искусства, тем более лишних денег ни в стране, ни в городе особо нет, а эстетика, например, скандинавского минимализма и функциональности при создании станций метро может удовлетворять даже самому рафинированному вкусу. И так далее в том же духе.
Но не тут-то было. Уже было набросал заметку, но решил поинтересоваться мнением людей в соцсетях. Констатирую полнейшее поражение. Вот некоторые выдержки: «А разве нельзя эту мозаику чуть позже доделать, а не отказываться?», «Там два вестибюля, откройте с одним, во втором сделайте мозаику, потом наоборот», «Москва открывает семь станций в год с потрясающим оформлением, в Петербурге даже для одной станции мозаики не изготовить…», «Красивое панно с изображением славных исторических событий. Не лишайте город такой красоты…» И все в таком же духе. И нигде ни слова не только о скандинавском минимализме, но даже о прекрасном, на мой взгляд, образчике советского экономичного метро в том же Харькове. И здесь на ум приходят три версии: 1) параноидальная – эти отклики – последствия использования тролль-технологий изготовителей мозаики; 2) эстетская – то, что Санкт-Петербург – город высокой культуры – это далеко не фигура речи; 3) шизофреническая – я сошел с ума.
Приятель-искусствовед прочитал все это и вынес приговор: «Просто вы, журналисты, очень далеки от народа». А я в этот момент подумал страшное: «Выходит, власть наша – тоже?» И если все-таки прислушаться к голосу народа, то заменить мозаику не удастся, уж лучше в очередной раз перенести сроки.