С момента, когда объявления о государственных и корпоративных закупках вышли в публичное интернет-пространство, журналисты и блогеры с особым пристрастием стали изучать спецзаказы на люксовые автомобили и вертолеты для региональных чиновников и привлекать к этим фактам внимание общественности. Периодически за громкими новостями следовали прокурорские проверки. Со временем государственные заказчики свои аппетиты поубавили, хотя нет-нет, да и возникают необоснованные растраты. Некоторые случаи всплывают не сразу, а спустя годы.
На днях Свердловская прокуратура сообщила о дорогой покупке Центра социальной помощи семье и детям города Качканара. В 2007 году на бюджетные деньги организация купила автобус для перевозки детей за 700 тыс. руб., но ни разу им не воспользовалась из-за нехватки средств на его дооборудование (установку системы ГЛОНАСС, тахографа и удерживающих устройств для юных пассажиров). Пример недальновидности чиновников или, того хуже, − покупки у «своего» поставщика?..
С понятием бесхозяйственности наша страна хорошо знакома с советских времен. Современные бюрократы – не исключение. В мае Министерство транспорта поручило правительству Омской области проверить эффективность работ по возведению метро. Проект продолжался − страшно сказать − 26 лет! За это время в тоннель провалилось 14 млрд руб. Деньги исправно выделялись вплоть до 2015 года, пока не обанкротился подрядчик, который, к слову, подсчитал, что для завершения строительства нужно еще 22 млрд руб.
Гостям Омска, среди которых бывал и ваш покорный слуга, местные жители всегда не без сарказма показывают городскую достопримечательность − метромост без метро. В Стратегию развития − 2030 проект не попал: видно, терпение кончилось или совесть проснулась. Возникла, было, идея вместо метро построить линию легкорельсового транспорта, но она не нашла поддержки.
Беда в том, что объект требует вложений даже в брошенном состоянии. С неожиданной инициативой выступил заезжий американский архитектор Альфредо Бриллембург. Он предложил сделать из омского метро ночной клуб. Подобное заведение под названием «Тоннель» работает в Нью-Йорке. Омские чиновники такой креатив не оценили, хотя сейчас это модный тренд. К примеру, в Лондоне старые тоннели хотят использовать для выставок, галерей и подземных экскурсий. Хм, неплохой мог бы получиться квест! Еще один интересный вариант − устроить в невостребованных пространствах склады и камеры хранения.
В другом сибирском городе − Красноярске – жители тоже ищут способы эффективного применения 2-километрового тоннеля, проходящего под Енисеем и связывающего краевой центр с Железногорском. Местные студенты предложили более десяти проектов − от автоцентра до крематория. Самыми привлекательными признаны проекты «сырного тоннеля» стоимостью 21 млн руб. и круглогодичного выращивания овощей за 30 млн руб. В случае реализации любой из задумок объект вполне может превратиться из убыточного в прибыльный. Что ж, одни деньги только тратят, а другие − ищут пути монетизации.