«Если можно так выразиться, мы скрещиваем профессии. Например, на малодеятельных линиях помощники машинистов осваивают дополнительно функционал составителя поездов, осмотрщика вагонов, кондуктора грузовых поездов», – разъяснил топ-менеджер компании в корпоративном СМИ по поводу еще одного способа ликвидации лишних рабочих мест на сети железных дорог.
Однако почему-то клиенты на этот вопрос смотрят несколько иначе. На дальних станциях цифровые технологии не всегда заметны. Нередко на них устройства ЖАТ до цифры так до сих пор и не дошли, оставаясь на релейном уровне, тем не менее процесс перетряски рабочих профессий туда уже докатился.
Вот как об этом рассказал начальник управления транспортным цехом одного из крупных предприятий-грузоотправителей. По его словам, на дорогах проводят оптимизацию. Кажется, что при недостаточном уровне развития цифровых технологий на местах больше уже оптимизировать нечего. Но дороги все заставляют изыскивать резервы экономии.
Причем без согласования с клиентами. Например, на станции примыкания убрали осмотрщиков. Точнее, они стали дежурить по расписанию. Поскольку оно составлено так, как легче работать дороге, то все технологии предприятия пришлось перестраивать, что, в свою очередь не очень удобно для клиентов.
Едва привыкли к данному новшеству, как на станции взялись оптимизировать работу маневровых локомотивов. «А мы, между прочим, для того чтобы повысить оборот вагонов, дополнительный парк построили. И он в результате превратился в дополнительное место для отстоя вагонов в ожидании отправки», – посетовал представитель грузоотправителя.
Если продолжить подобный сценарий и перейти от оптимизации еще и к скрещиванию профессий, то клиентам даже и не знаю, что порекомендовать. Между тем, как следует из признания специалистов ОАО «РЖД», на очереди под оптимизацию (или скрещивание) – целый набор специальностей. И почему-то значительная часть из них – на линейном уровне. Например, высказано предположение, что машинист железнодорожно-строительной машины может выполнять функционал составителя поездов, а дежурный по переезду – дежурного стрелочного поста. Товарные кассиры на станциях вообще признаны ненужными. И еще некоторые другие профессии на станциях – тоже. Понятно, когда, скажем, Сбербанк планирует заменить 3 тыс. своих юрисконсультов роботами. Аналогичная судьба, по-видимому, ждет и бухгалтеров: их только на государственной службе больше 1,1 млн человек, а обходятся они в 1 трлн руб. В связи с этим Минфин еще осенью предложил сократить их вполовину, заменив новыми программами документооборота. Можно легко представить, как в транспортных компаниях заменяют логистов на виртуальные калькуляторы и электронные биржевые площадки. Все эти перемены призваны не просто сократить издержки на оказание сервисов, но и повысить качество обслуживания клиентов.
Однако сложно понять, когда под прикрытием внедрения современных технологий на сети избавляются от тех рабочих профессий, от которых зависит ритмичность отправки грузов на стыках с путями необщего пользования. Ведь это, по сути, ведет к ухудшению качества оказания услуг. А ставки на перевозки на сети РЖД повышать не забывают.