+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
01.10.2018 17:00:00
5 O'Clock
РЖД-Партнер

Роботы и интернет: какие профессии теряют на железнодорожных станциях

Недавно общался с умной розеткой на даче: включил дистанционно обогрев на даче через СМС. И подумал, что технологическая революция способна порадовать не только футурологов, но и простых граждан. Вот ведь до чего техника дошла: не то что розеткой – с холодильником или утюгом можно пообщаться. Вот моя знакомая забыла дома работающий утюг. Сначала испугалась, а потом вспомнила, что у нее утюг – с некоторой толикой интеллекта, попросила его через домашний Wi-Fi. Утюг сам отозвался – сам выключился.
Однако подобные мелочи не идут ни в какое сравнение с теми возможностями, которые открывает роботизация и Индустрия 4.0 на рынке труда. Например, на нем, по расчетам специалистов из «Сколково», к 2030 году исчезнут 57 вполне успешно существующих сегодня профессий. В основном это служащие. Но часть из вымирающих профессий – рабочие. Одних заменят компьютерной программой, других – роботами. В перспективе малодеятельные участки могут быть полностью переведены на безлюдную технологию, говорят в ОАО «РЖД». Чем лучше алгоритмизируется деятельность специалиста, тем больше вероятность, что его работа будет автоматизирована.

«Если можно так выразиться, мы скрещиваем профессии. Например, на малодеятельных линиях помощники машинистов осваивают дополнительно функционал составителя поездов, осмотрщика вагонов, кондуктора грузовых поездов», – разъяснил топ-менеджер компании в корпоративном СМИ по поводу еще одного способа ликвидации лишних рабочих мест на сети железных дорог.

Однако почему-то клиенты на этот вопрос смотрят несколько иначе. На дальних станциях цифровые технологии не всегда заметны. Нередко на них устройства ЖАТ до цифры так до сих пор и не дошли, оставаясь на релейном уровне, тем не менее процесс перетряски рабочих профессий туда уже докатился.

Вот как об этом рассказал начальник управления транспортным цехом одного из крупных предприятий-грузоотправителей. По его словам, на дорогах проводят оптимизацию. Кажется, что при недостаточном уровне развития цифровых технологий на местах больше уже оптимизировать нечего. Но дороги все заставляют изыскивать резервы экономии.

Причем без согласования с клиентами. Например, на станции примыкания убрали осмотрщиков. Точнее, они стали дежурить по расписанию. Поскольку оно составлено так, как легче работать дороге, то все технологии предприятия пришлось перестраивать, что, в свою очередь не очень удобно для клиентов.

Едва привыкли к данному новшеству, как на станции взялись оптимизировать работу маневровых локомотивов. «А мы, между прочим, для того чтобы повысить оборот вагонов, дополнительный парк построили. И он в результате превратился в дополнительное место для отстоя вагонов в ожидании отправки», – посетовал представитель грузоотправителя.

Если продолжить подобный сценарий и перейти от оптимизации еще и к скрещиванию профессий, то клиентам даже и не знаю, что порекомендовать. Между тем, как следует из признания специалистов ОАО «РЖД», на очереди под оптимизацию (или скрещивание) – целый набор специальностей. И почему-то значительная часть из них – на линейном уровне. Например, высказано предположение, что машинист железнодорожно-строительной машины может выполнять функционал составителя поездов, а дежурный по переезду – дежурного стрелочного поста. Товарные кассиры на станциях вообще признаны ненужными. И еще некоторые другие профессии на станциях – тоже. Понятно, когда, скажем, Сбербанк планирует заменить 3 тыс. своих юрисконсультов роботами. Аналогичная судьба, по-видимому, ждет и бухгалтеров: их только на государственной службе больше 1,1 млн человек, а обходятся они в 1 трлн руб. В связи с этим Минфин еще осенью предложил сократить их вполовину, заменив новыми программами документооборота. Можно легко представить, как в транспортных компаниях заменяют логистов на виртуальные калькуляторы и электронные биржевые площадки. Все эти перемены призваны не просто сократить издержки на оказание сервисов, но и повысить качество обслуживания клиентов.

Однако сложно понять, когда под прикрытием внедрения современных технологий на сети избавляются от тех рабочих профессий, от которых зависит ритмичность отправки грузов на стыках с путями необщего пользования. Ведь это, по сути, ведет к ухудшению качества оказания услуг. А ставки на перевозки на сети РЖД повышать не забывают.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions