+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
16.10.2018 17:00:00
5 O'Clock
РЖД-Партнер

Путепроводы: советский запас прочности на исходе

Всю прошлую неделю в топе новостных сайтов было сообщение о том, что 9 октября автомобильный путепровод обрушился прямо на главный путь Транссиба. Случилось это в городе Свободном Амурской области.
На видео, запечатлевшем происшествие, можно увидеть, как на мост въезжает грузовик с песком и под ним тут же проседает и обваливается бетонная плита перекрытия, подламывая тонкие опоры. Другая плита, лишившись опоры, проседает, сминая проходившие под мостом грузовые вагоны.

Все заволакивает облако пыли, а потом из него вырывается фигурка человека, который опрометью бежит по путям, время от времени оглядываясь назад: не снится ли этот кошмар?

В городе был объявлен режим ЧС, создали оперативный штаб по ликвидации последствий ЧП, пригнали технику и людей. Они работали круглосуточно. Двое суток ушло на то, чтобы расчистить пути и открыть зеленый поездам. Заметим: все это происходило на главном пути Забайкальской железной дороги, где движение очень интенсивное и каждая минута сбоя графика стоит очень дорого. Виновного в случившемся назвали сразу: по мнению губернатора Амурской области, это водитель грузовика, допустивший перегруз. А водитель, попавший в больницу с переломом ноги, удивлялся: как же можно допустить перегруз, если на подходах к мосту нет ни одного знака об ограничении веса? Весового контроля тоже нет, поэтому выяснить, сколько же тонн песка загрузил он в машину, можно только теоретически.

А вот компания «Новотранс», вагоны которой оказались под мостом в момент происшествия, выдвинула свою версию. Там считают, что виной всему вибрация от инновационных вагонов с повышенной нагрузкой на ось. Опоры моста не выдержали, мол, возникших при этом колебаний.

В ОАО «РЖД» выразили возмущение этим заявлением, обвинив авторов данной версии в непрофессионализме. В компании считают, что тяжеловесный поезд не мог стать причиной обрушения моста, поскольку инфраструктура готовилась к повышенным нагрузкам. Да и вообще, мол, нечего гадать и строить домыслы. Во всем разберется комиссия, которая расследует ЧП.

Уже известно, что злополучный путепровод построили в 1981 году и с тех пор ни разу капитально не ремонтировали. В свое время его передали на баланс города и отнесли к... хозяйству ЖКХ. А там своих проблем выше крыши. Да и не будет ведь сантехник мост ремонтировать.

В Свободном есть еще один путепровод, который проходит над железнодорожными путями, – в 8 км от того, что рухнул. У него состояние не лучше – тоже с давних пор без ремонта.

Да мало ли таких сооружений по стране, у которых кончился советский запас прочности?

Объединенный народный фронт после ЧП в Свободном направил запрос в Министерство транспорта РФ с просьбой провести оценку состояния автомобильных путепроводов в регионах и выяснить, кому они принадлежат. А также узнать, что делается для их приведения в нормальное техническое состояние.

Замечу: вопрос о принадлежности – отнюдь не праздный. В прошлом году Байкальская транспортная прокуратура обнаружила бесхозный путепровод в Северобайкальске прямо над железнодорожными путями. При проверке выяснилось, что он не является объектом ни федеральной, ни региональной, ни муниципальной собственности. Поэтому нигде не состоит на балансе, и техническая документация на него отсутствует. Вот и пришел в состояние, угрожающее безопасности движения. Сообщил об этом прокурору неравнодушный гражданин. Промолчи он – и там бы не миновать беды.

Байкальский транспортный прокурор обратился в городской суд, потребовав, чтобы администрация Северобайкальска поставила на учет это бесхозное имущество и привела его в порядок. Суд его иск удовлетворил. Но городские власти обжаловали это решение в Верховном суде Республики Бурятии. Правда, тот оставил решение без изменений.

Так ничейный путепровод стал муниципальным имуществом. А у городских властей появилась головная боль: теперь надо искать деньги на ремонт.

И эта проблема – типичная для многих регионов страны.

В рамках проекта «Дорожная инспекция» ОНФ провел мониторинг ситуации, и на интерактивной «карте убитых дорог» появились адреса. В список потенциально опасных первыми попали путепроводы в Вышнем Волочке и у ст. Померанье в Ленинградской области. Они пересекают главный ход Октябрьской железной дороги Москва – Санкт-Петербург, по которому курсируют скоростные «Сапсаны». Представьте, что может случиться, если из одного из них вывалится кусок бетона.

Кстати, путепровод в Вышнем Волочке еще в 2010 году был признан аварийным. Все эти годы велась бумажная «война»: прокурор посылал предписания муниципалитету, а местные чиновники от них отмахивались. Наконец, в 2015 году суд обязал администрацию Вышнего Волочка провести капитальный ремонт путепровода над железнодорожными путями. Но та решение не выполнила. Нет, мол, денег в муниципальном бюджете, а на нет и суда нет.

Ремонт начался только в этом году, обещают его закончить в 2019-м. Восемь лет ушло на то, чтобы с мертвой точки дело сдвинуть. А сколько бумаги при этом исписали…

На «карту убитых дорог» занесены также путепроводы на железнодорожной линии Москва – Нижний Новгород – в Коврове и в Камешково Владимирской области. Там тоже ходят скоростные поезда.

Когда в Коврове куски цемента начали падать на железнодорожные пути, ОАО «РЖД» подало иск в суд к администрации города с требованием провести ремонт путепровода. Суд в 2016-м такое решение принял. А как его город выполнит? Средства-то в бюджете на эти цели не предусмотрены.

Та же история и в Камешкове. И там путепровод не ремонтировали, обновили лишь асфальтовое покрытие. В акте обследования, который представила в суд транспортная прокуратура, отмечались такие дефекты: деформационные швы между пролетными строениями нарушены, из плиты перекрытия торчит наружу арматура, а на перильном заграждении видна коррозия.

Прокурор считает, что бездействие администрации Камешковского района и муниципального управления ЖКХ создало угрозу безопасности движения железнодорожного транспорта и автотранспорта. Устранить ее по решению суда администрация обязана была до июня 2016 года. Но судя по тому, что путепровод занесли на «карту убитых дорог», делать это не спешит.

Нередко ОАО «РЖД» и само бьет тревогу. В апреле 2016 года Самарская мостоиспытательная станция ОАО «РЖД» выявила в содержании путепроводов в Ульяновске ряд нарушений, угрожающих безопасному движению поездов.

Железнодорожники несколько раз обращались в администрацию Ульяновска с просьбой провести ремонт. А им отвечали: денег нет. В конце концов начальнику дороги это надоело, и он обратился в транспортную прокуратуру. Та провела ряд проверок, каждый раз отправляя предписания с требованием привести путепроводы и автодорогу в порядок. Видя, что ничего не делается, в мае 2017 года прокуратура подала иск в суд. Как вы думаете, когда решение суда исполнится?

Все эти истории похожи, как близнецы-братья. Почему-то никто не задумается: а откуда растут ноги у этой проблемы?

Между тем все просто: в свое время путепроводы стояли на балансе МПС, и железнодорожники за ними следили. А потом решили, что это «непрофильное» имущество для ОАО «РЖД» , и его сбросили с «колеса». Передали в регионы. А так как все автодороги разделены на федеральные, межрегиональные и муниципальные, то соответствующий статус получили и путепроводы.

Меньше всего повезло муниципальным объектам. Передать-то передали, а средств на ремонт и содержание не дали. Да и кто этим заниматься будет? Слесари-водопроводчики из ЖКХ?

Вот и крутится годами «бумажная карусель»: пишутся предписания, судебные иски... А проблема убитых путепроводов не решается.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions