На видео, запечатлевшем происшествие, можно увидеть, как на мост въезжает грузовик с песком и под ним тут же проседает и обваливается бетонная плита перекрытия, подламывая тонкие опоры. Другая плита, лишившись опоры, проседает, сминая проходившие под мостом грузовые вагоны.
Все заволакивает облако пыли, а потом из него вырывается фигурка человека, который опрометью бежит по путям, время от времени оглядываясь назад: не снится ли этот кошмар?
В городе был объявлен режим ЧС, создали оперативный штаб по ликвидации последствий ЧП, пригнали технику и людей. Они работали круглосуточно. Двое суток ушло на то, чтобы расчистить пути и открыть зеленый поездам. Заметим: все это происходило на главном пути Забайкальской железной дороги, где движение очень интенсивное и каждая минута сбоя графика стоит очень дорого. Виновного в случившемся назвали сразу: по мнению губернатора Амурской области, это водитель грузовика, допустивший перегруз. А водитель, попавший в больницу с переломом ноги, удивлялся: как же можно допустить перегруз, если на подходах к мосту нет ни одного знака об ограничении веса? Весового контроля тоже нет, поэтому выяснить, сколько же тонн песка загрузил он в машину, можно только теоретически.
А вот компания «Новотранс», вагоны которой оказались под мостом в момент происшествия, выдвинула свою версию. Там считают, что виной всему вибрация от инновационных вагонов с повышенной нагрузкой на ось. Опоры моста не выдержали, мол, возникших при этом колебаний.
В ОАО «РЖД» выразили возмущение этим заявлением, обвинив авторов данной версии в непрофессионализме. В компании считают, что тяжеловесный поезд не мог стать причиной обрушения моста, поскольку инфраструктура готовилась к повышенным нагрузкам. Да и вообще, мол, нечего гадать и строить домыслы. Во всем разберется комиссия, которая расследует ЧП.
Уже известно, что злополучный путепровод построили в 1981 году и с тех пор ни разу капитально не ремонтировали. В свое время его передали на баланс города и отнесли к... хозяйству ЖКХ. А там своих проблем выше крыши. Да и не будет ведь сантехник мост ремонтировать.
В Свободном есть еще один путепровод, который проходит над железнодорожными путями, – в 8 км от того, что рухнул. У него состояние не лучше – тоже с давних пор без ремонта.
Да мало ли таких сооружений по стране, у которых кончился советский запас прочности?
Объединенный народный фронт после ЧП в Свободном направил запрос в Министерство транспорта РФ с просьбой провести оценку состояния автомобильных путепроводов в регионах и выяснить, кому они принадлежат. А также узнать, что делается для их приведения в нормальное техническое состояние.
Замечу: вопрос о принадлежности – отнюдь не праздный. В прошлом году Байкальская транспортная прокуратура обнаружила бесхозный путепровод в Северобайкальске прямо над железнодорожными путями. При проверке выяснилось, что он не является объектом ни федеральной, ни региональной, ни муниципальной собственности. Поэтому нигде не состоит на балансе, и техническая документация на него отсутствует. Вот и пришел в состояние, угрожающее безопасности движения. Сообщил об этом прокурору неравнодушный гражданин. Промолчи он – и там бы не миновать беды.
Байкальский транспортный прокурор обратился в городской суд, потребовав, чтобы администрация Северобайкальска поставила на учет это бесхозное имущество и привела его в порядок. Суд его иск удовлетворил. Но городские власти обжаловали это решение в Верховном суде Республики Бурятии. Правда, тот оставил решение без изменений.
Так ничейный путепровод стал муниципальным имуществом. А у городских властей появилась головная боль: теперь надо искать деньги на ремонт.
И эта проблема – типичная для многих регионов страны.
В рамках проекта «Дорожная инспекция» ОНФ провел мониторинг ситуации, и на интерактивной «карте убитых дорог» появились адреса. В список потенциально опасных первыми попали путепроводы в Вышнем Волочке и у ст. Померанье в Ленинградской области. Они пересекают главный ход Октябрьской железной дороги Москва – Санкт-Петербург, по которому курсируют скоростные «Сапсаны». Представьте, что может случиться, если из одного из них вывалится кусок бетона.
Кстати, путепровод в Вышнем Волочке еще в 2010 году был признан аварийным. Все эти годы велась бумажная «война»: прокурор посылал предписания муниципалитету, а местные чиновники от них отмахивались. Наконец, в 2015 году суд обязал администрацию Вышнего Волочка провести капитальный ремонт путепровода над железнодорожными путями. Но та решение не выполнила. Нет, мол, денег в муниципальном бюджете, а на нет и суда нет.
Ремонт начался только в этом году, обещают его закончить в 2019-м. Восемь лет ушло на то, чтобы с мертвой точки дело сдвинуть. А сколько бумаги при этом исписали…
На «карту убитых дорог» занесены также путепроводы на железнодорожной линии Москва – Нижний Новгород – в Коврове и в Камешково Владимирской области. Там тоже ходят скоростные поезда.
Когда в Коврове куски цемента начали падать на железнодорожные пути, ОАО «РЖД» подало иск в суд к администрации города с требованием провести ремонт путепровода. Суд в 2016-м такое решение принял. А как его город выполнит? Средства-то в бюджете на эти цели не предусмотрены.
Та же история и в Камешкове. И там путепровод не ремонтировали, обновили лишь асфальтовое покрытие. В акте обследования, который представила в суд транспортная прокуратура, отмечались такие дефекты: деформационные швы между пролетными строениями нарушены, из плиты перекрытия торчит наружу арматура, а на перильном заграждении видна коррозия.
Прокурор считает, что бездействие администрации Камешковского района и муниципального управления ЖКХ создало угрозу безопасности движения железнодорожного транспорта и автотранспорта. Устранить ее по решению суда администрация обязана была до июня 2016 года. Но судя по тому, что путепровод занесли на «карту убитых дорог», делать это не спешит.
Нередко ОАО «РЖД» и само бьет тревогу. В апреле 2016 года Самарская мостоиспытательная станция ОАО «РЖД» выявила в содержании путепроводов в Ульяновске ряд нарушений, угрожающих безопасному движению поездов.
Железнодорожники несколько раз обращались в администрацию Ульяновска с просьбой провести ремонт. А им отвечали: денег нет. В конце концов начальнику дороги это надоело, и он обратился в транспортную прокуратуру. Та провела ряд проверок, каждый раз отправляя предписания с требованием привести путепроводы и автодорогу в порядок. Видя, что ничего не делается, в мае 2017 года прокуратура подала иск в суд. Как вы думаете, когда решение суда исполнится?
Все эти истории похожи, как близнецы-братья. Почему-то никто не задумается: а откуда растут ноги у этой проблемы?
Между тем все просто: в свое время путепроводы стояли на балансе МПС, и железнодорожники за ними следили. А потом решили, что это «непрофильное» имущество для ОАО «РЖД» , и его сбросили с «колеса». Передали в регионы. А так как все автодороги разделены на федеральные, межрегиональные и муниципальные, то соответствующий статус получили и путепроводы.
Меньше всего повезло муниципальным объектам. Передать-то передали, а средств на ремонт и содержание не дали. Да и кто этим заниматься будет? Слесари-водопроводчики из ЖКХ?
Вот и крутится годами «бумажная карусель»: пишутся предписания, судебные иски... А проблема убитых путепроводов не решается.
Автор: Иван Логистман
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.