Давайте, справедливости ради, обратим наши взоры в сторону Китая, который уже не первый год опережающими темпами прокладывает у себя линии ВСМ и по праву может называться передовиком отрасли. Так, 25 и 26 декабря 2018 года – тут сразу оговорюсь, это по нашему календарю, в Китае новый год наступит только 5 февраля, и это будет 4717-й – ну, в общем, как бы там ни было, но в Поднебесной были введены в эксплуатацию еще три высокоскоростных пассажирских железнодорожных линии. Мало того, еще две линии открылись для смешанного грузопассажирского движения.
Мы, со своей стороны, пока не освоили ни одной. Помню, что очень много о перспективах нашего с вами сверхскоростного перемещения до Казани говорилось еще в 2013–2014 гг. С переменным успехом, но и в последующие годы тема обсуждалась на всевозможных транспортных форумах. И действительно, обещанные эффекты выглядели более чем заманчиво. Ведь по прогнозам, с открытием одной только станции Владимир население региона должно вырасти как минимум на 100 тыс. человек, а ВРП увеличится более чем на 3 млрд руб., бюджет пополнится почти на 50 млрд. Суммарный же прирост ВРП за счет эффектов от инвестиционного спроса и за счет агломерационных эффектов на стадии эксплуатации ВСМ Москва – Казань и вовсе ожидается в размере более 10 трлн руб. Собственно, изначально планировалось, что диковинная для нашей страны магистраль будет сдана еще к проведению ЧМ-2018, но, как мы видим, мундиаль прошел, а мы не то что до Казани – до Нижнего Новгорода едем, ну или летим по старинке.
Причем скоростные аппетиты Казанью не исчерпывались. И перспективами похвастаться быстрой ездой осчастливили и другие регионы. Возникли планы по продлению магистрали до Екатеринбурга, затем до Тюмени, а в дальнейшем и вовсе можно замахнуться на Пекин. Потом врио главы Башкирии Радий Хабиров заявил, что и Уфа не должна остаться вне трассы ВСМ Москва – Екатеринбург, поскольку республике очень важно закрепиться в этом большом и нужном российском проекте. И хоть заинтересованность свою главы регионов и высказывали, а все равно не забывайте, что скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Серьезная надежда закралась в души всех причастных к проекту летом прошлого года, когда Минэкономразвития России озвучило список приоритетных проектов, реализация которых должна начаться до 2024 года. И в него – о чудо! – также вошли более десяти проектов строительства ВСМ. Среди них и проект ВСМ Москва – Казань, а также Москва – Тверь – Великий Новгород – Санкт-Петербург с остановками в малых городах между региональными центрами.
И вот 17 января уже текущего года на совещании у вице-премьера Максима Акимова объявлено, что долгожданное начало строительства первого участка высокоскоростной магистрали Москва – Казань от Железнодорожного до Гороховца одобрено.
Однако радость была недолгой – проект снова столкнулся с препятствием. И теперь окончательного решения по строительству первого участка магистрали нужно ждать еще примерно 2 месяца. И вроде бы вице-премьер и экспертное сообщество согласны, что стройку надо начинать уже сейчас, поскольку мы помним, что уложиться в строительство проектов, упомянутых в магистральном плане развития инфраструктуры, нужно до 2024 года. Однако против здесь выступил Минфин России, который считает, что деньги лучше потратить не на ВСМ, которая не сможет их вернуть, а на региональные аэропорты, Северный морской путь и морские порты.
С другой стороны, ждали почти 10 лет – и еще подождем. Мне вот только очень интересно, станем ли мы свидетелями мегастройки, а уж тем более запуска поездов, или ВСМ так и останется для многих несбыточной мечтой.