+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
02.10.2018 17:00:00
5 O'Clock
РЖД-Партнер

Морские порты не монополисты: пора утвердить это законодательно

Один из известных политических деятелей заметил: правительство – не решение ваших проблем, правительство – это одна из ваших проблем. В связи с этим на ум приходит недавнее обещание руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России Игоря Артемьева исключить из списка монополий аэропорты и стивидорные компании.
ФАС взялась за реформу антимонопольного законодательства, суть которого сводится к поправкам в действующий закон о конкуренции. Тем самым ведомство, по словам И. Артемьева, послало мощнейший сигнал рынку. Само по себе желание о чем-то сообщить рынку является похвальным.

Вопрос в том, каким образом это делать: можно сделать официальное заявление о намерениях, что-то просто пообещать (руководитель имеет право высказать личное мнение, которое может и не во всем совпадать с официальными решениями ведомства), наконец, можно и просто подмигнуть. В поэзии Уильяма Блейка такой сигнал от ангела оказывает довольно сильное воздействие на исполнение желаний, являясь как бы мостом между словом и делом.

В данном случае ФАС уже ранее обещала, что аэропорты и порты в РФ не будут считать естественными монополиями. Но потом процедуры, связанные с исключением их из реестра, были спущены на тормозах.

Однако сейчас появился проект по внесению поправок в законодательство, согласно которому в списке монополистов останутся только порты на Севере РФ и терминалы, через которые отгружается нефть, нефтепродукты и сжиженный газ, поступающие на перевалку на флот по магистральным трубопроводам. Их тарифы ФАС будет регулировать, а за всеми остальными – присматривать. Так что тут уже речь не о подмигивании. Сигнал передается по законодательным каналам.

Правда, в РФ известно немало примеров, когда законопроекты долго вылеживались. А то и вовсе отвергались. Однако тут как раз тот случай, когда законопроект просто следует здравому смыслу.

В реестр естественных монополий стивидорные компании попали потому, что когда-то в морских портах существовало по одному оператору. Но после акционирования они распались на отдельные стивидорные компании. А кроме того, к ним добавились новые игроки. Терминалы конкурируют и между собой – в границах морских бассейнов, в том числе с причальными комплексами других стран. Да и бассейны конкурируют друг с другом, так как грузопотоки могут в определенных объемах перераспределяться, например, между Северо-Западом и Югом РФ в зависимости от ситуации внутри страны и на мировом фрахтовом рынке.

Кроме того, контроль ставок стивидоров уже давно сведен к бюрократической процедуре. Игроки просто вынуждены искусственно усложнять правила формирования тарифов, чтобы иметь возможность производить арифметические действия на сложение и вычитание к стоимости неких базовых услуг. Качество сервисов – до некоторой степени вещь эфемерная. Его может быть больше или меньше. И цена будет варьироваться соответственно. А если клиент не согласен, он вправе не подписывать договор. Это вопрос, который относится к коммерции и конкурентной среде.

Регламентация закупок подъемно-транспортного оборудования – тоже своего рода рутинная процедура: основная доля техники в ключевых морских портах приобретается за рубежом, потому что ее российские аналоги просто отсутствуют. Соответственно, поставки ведутся за счет привлечения средств иностранных банков. Каких-то иных механизмов модернизации терминалов пока не придумано. Понятно, кто тут прописывает правила игры.

Формально операторы терминалов обязаны проводить все свои закупки согласно законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ. Однако на практике по ним можно отрегулировать закупки карандашей и компьютеров. Из-за этого частным компаниям приходится держать дополнительный штат сотрудников по проведению закупок, что увеличивает расходы, а не способствует их снижению.

И, наконец, судебная практика последних лет указывает на то, что периодические наезды ФАС на стивидорные компании происходят по принципу «много шума – и ничего». Операторы портов доказывают формальное соблюдение требований ФАС. Но при этом отстаивают решения, принятые в рамках проводимой тарифной политики. Причем нередко стороны для урегулирования разногласий заключают мировые соглашения. Обычно в ФАС так поступают, чтобы избежать явного проигрыша.

Пример тому – июльское решение Девятого арбитражного апелляционного суда, который утвердил мировое соглашение между ФАС и ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург» по спору о нарушении антимонопольного законодательства. В нем ФАС признала, что проводимая оператором коммерческая политика обеспечивает установление экономически обоснованных тарифов на услуги по перевалке контейнеров, а рост тарифа произошел вследствие резко изменившегося курса доллара по отношению к рублю. Напомню, что год назад ФАС пыталась выставить терминал виновным в нарушении антимонопольного законодательства путем злоупотребления доминирующим положением на рынке перевалки контейнеров, а в конце мая текущего года вынесла решение о наложении на компанию административного штрафа в размере 91,2 млн руб.

Для чего, спрашивается, тратить время и средства на подобные действия – непонятно. Закон будет четко работать только в том случае, если он не противоречит здравому смыслу. А иначе он только порождает дополнительные заработки для юристов.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions