Для непосвященных стоит пояснить: на самом деле блокчейн – это просто, как апельсин. Каждой колесной паре присваивается свой номер, и в базе данных отражаются все операции с ней: где и когда произвели, куда поставили, где отремонтировали, что поменяли. Такая база, в принципе, у ОАО «РЖД» есть, но доступа туда всем желающим участникам нет, поскольку это опасно для самой базы. Технология блокчейн позволит дать такой безопасный доступ. Ничего в этом хранилище нельзя изменить или подделать так, чтобы этого не было заметно для других участников, а желающих выдать свою негодную колесную пару за новую на дефицитном рынке у нас хватает. Да и с человеческим фактором непорядок. Руки, нужно правду сказать, пока еще не везде золотые, могут и дезу в компьютер вбить, совсем нечаянно, конечно. В общем, дело полезное и нужное, отметили в ОАО «РЖД». Мало того, что все детали гарантированно будут оригинальные и помеченные, так ведь еще и благодаря технологии «биг дата», которая вообще проста, как яйцо у одной телефонной компании, можно анализировать данные по деталям, делать прогнозы и применять более эффективные решения.
Я было уже хотел порадоваться, что в следующем году светлое будущее хотя бы по колесным парам наступит. Некачественная или изношенная колесная пара – она же такая, что только и норовит сход на сети устроить. Недаром она – первая причина для отцепки вагона в ТОР со всеми вытекающими отсюда финансовыми последствиями. Но окружающие, которые на вагоноремонте уже наелись собак всех возможных пород, повели себя странно и, я бы даже сказал, преступно по отношению к светлому цифровому будущему.
Посыпались нехорошие вопросы. А платное ли будет участие в этой базе? А сколько это будет стоить? А кому нужно будет сдавать данные в эту базу? А можно ли будет в ней вообще не участвовать?
«Ну ты пойми, – втолковывал мне после круглого стола за традиционными чаем и круассанами представитель одного вагоноремонтного депо. – Они решили сделать для себя базу по локомотивам, заодно и по вагонам. Пойдут в Минтранс, расскажут про цифровую эру и нас заставят в ней участвовать законодательно, вот как пить дать».
Вагоноремонтник отхлебнул чай и горестно продолжил: «Заставят заплатить за участие столько, сколько потребуется, и окупят все свои работы. А ведь нам еще нужно будет покупать оборудование, чтобы метки ставить и считывать. Да и вообще, от этой базы колесные пары только подорожают. С их ценой уже проблемы, а тут…»
И представитель частного бизнеса горестно махнул рукой. Если и была у него раньше возможность как-то маневрировать ресурсами запчастей, то блокчейн лишит его и этой небольшой экономической радости. В данной интерпретации цифровая революция явно не предполагала увеличения выпуска дефицитных колесных пар и повышения их доступности. Наоборот, она хотела все удорожить.
В общем, слушая это, подумалось о грустном. Вот в рыночной экономике, цифровой или нет, сначала думают над тем, найдет ли продукт свой спрос, а затем его делают. У нас же сначала делают, потом начинают внедрять. И, похоже, никакая цифра у нас эту традицию не изменит. Такие вот мнения по поводу прогресса, или в этот раз все будет по другому?