Вот на семинаре по проблемам трансграничной электронной торговли представитель Евразийской экономической комиссии, которая ведает статистикой, сообщила, что нет у них официальных цифр по объемам и структуре этих посылок. Вообще неизвестно, сколько вина таким образом ввозится в нашу страну, как и белья, сапог, кроссовок, духов и других товаров.
Цифр, кстати, по рынку бродит довольно много, и даже ужасно больших, но формируются они путем вычленения, деления, сложения, умножения, а также на основе ощущений разных специалистов. Поэтому их и называют нестыкующимися между собой экспертными оценками. И действительно, как узнать, что отдельный гражданин заказал в далеком Китае и что ему прислали? Центробанк может дать лишь общую сумму трансакций по международным переводам, а таможня – выборочно просветить в плане отсутствия запрещенных к перевозке предметов. Ну на худой конец – дать общее число посылок. И на этом все. В Китае статистика есть, но она получается исключительно из того, что их производители в добровольно-принудительном порядке сдают сведения о том, что именно они продали иностранцам на своих сайтах, которые теперь называются маркетплейсами.
Про статистиков, как известно, есть всего лишь один бессмертный фильм «Служебный роман», и главный герой Новосельцев там произносит не менее бессмертную фразу: «Если бы не было статистики, то мы бы и не знали, как хорошо работаем».
Видя, как хорошо работают китайцы и как много тратят на их продукцию россияне и европейцы, в головах руководителей многих компаний возникают мысли и целые теории насчет того, как будет хорошо и нам, если мы подключимся к этому потоку и начнем возить дорогие посылки. Даже подсчитано, на сколько тонн можно будет увеличить перевозки и свои доходы, если попасть в коридор между 4 и 6 днями доставки, что наиболее комфортно для потребителя. К примеру, при строительстве ВСМ «Евразия» есть большой расчет именно на такие поезда, перевозящие посылки со скоростью до 400 км/ч. Разработан уже даже дизайн такого чудо-состава и приведены расчеты его эффективности.
А что, если эта статистика нам и вовсе не нужна? Некоторые умные люди говорят, что в ближайшее время потребителю будет доставляться не товар, поскольку это слишком затратно, а специальный файл по электронной почте. Загружаешь его в свой настольный 3D-принтер – и вуаля! Получайте свои футболки с принтами, кеды, духи, браслеты, хлеборезки и прочую утварь, как говорится, не отходя от кассы. Я только надеюсь, что вина это не коснется. Хотя как знать…