+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
08.10.2018 17:00:00
5 O'Clock
РЖД-Партнер

Дизельгейт: начало. Существует ли экологически чистый транспорт сегодня?

Что если более экологичный транспорт на самом деле мало чем отличается от обычного? Что если для многих приверженность зеленым технологиям – не жизненная миссия, а показатель хорошего тона, бессознательный тренд, на котором зарабатывают сотни компаний?
10 сентября более 10 тыс. пострадавших от дизельного скандала подали иск к германскому автомобильному концерну Volkswagen (VW) на €60 млн. Афера, которую провернула компания, заставила многих задуматься, соответствует ли их экологически чистый транспорт заявленным характеристикам.

Дело, раскрытое в сентябре 2015 года, окрестили "Дизельгейтом", по аналогии с Уотергейтским скандалом. Выяснилось, что более 11 млн дизельных автомобилей с двигателями Евро-5 по всему миру были оснащены программным обеспечением, которое во время проведения тестов в десятки раз занижало количество вредных газов, в частности NOx (оксидов азота), выбрасываемых в воздух. Установленные устройства срабатывали только при тестировании, в остальное время это был дизельный автомобиль со стандартными выбросами вредных веществ.

Сумма штрафов для VW могла превысить $114 млрд. Однако компании удалось избежать масштабных выплат. На ликвидацию последствий "Дизельгейта" в США производитель потратил всего $15 млрд. Однако американское расследование продолжается до сих пор, в июне власти США даже добились заключения под стражу одного из высокопоставленных руководителей концерна, главы Audi Руперта Штадлера. По версии следствия, он мог знать о разработке обманной системы. Это далеко не конец истории и германскому производителю еще долго придется откупаться от исков разных стран и всевозможных возмущенных ассоциаций.

Но, по-видимому, одного "Дизельгейта" компании было недостаточно, чтобы осознать масштабы катастрофы. Так, по данным аналитиков Citi, в сентябре текущего года продажи VW упали наполовину на пяти крупнейших рынках Европы. Причина в том, что несколько наиболее продаваемых моделей не соответствовали новому единому стандарту оценки топливной экономичности и вредных выбросов Worldwide Harmonised Light Vehicle Test, который вступил в силу в сентябре. Видимо, руководство VW не хочет учиться на собственных ошибках и продолжает ходить по граблям, хотя уже не таким крупным, как прежде.

Таковы последствия небольшой махинации одного крупного автопроизводителя. Но этим "Дизельгейт" не заканчивается, он только начинается.

Программное обеспечение, занижающее показатели выбросов, освоил и Daimler AG (Mercedes-Benz, Chrysler). В июле минувшего года стало известно, что концерн продал 1 млн автомобилей, превышающих норму выбросов CO2 с 2008 по 2016 год. В итоге Daimler AG потратил €223 млн на отзыв 3 млн дизельных машин. В том же году бушующая стихия аудитов накрыла и General Motors, и Fiat Chrysler, и японские Mitsubishi, Nissan и Subaru.

Впрочем, история доказывает, что "Дизельгейт" – не сезонное явление, а продолжительный ночной кошмар для автопроизводителей или новый способ конкурентного давления, или, может, выдавливания с рынков?

В августе 2018 года Министерство транспорта Японии обвинило трех крупных автопроизводителей – Mazda, Suzuki и Yamaha Motor – в фальсификации все тех же данных тестирования на уровень выбросов выхлопных газов и экономии топлива.

Спустя месяц в зоне риска оказались BMW, снова Daimler и снова VW. Еврокомиссия (ЕК) открыла антимонопольное расследование в отношении производителей в связи с возможным сговором по внедрению технологий очистки выбросов бензиновых и дизельных легковых автомобилей. В ЕК подозревают, что компании намеренно ограничивали разработку и внедрение систем контроля за выбросами. Однако прямых доказательств у следствия пока нет.

В том же месяце германская неправительственная экоорганизация Deutsche Umwelthilfe опубликовала доклад, в котором утверждается, что спустя 3 года после "Дизельгейта" большинство дизельных автомобилей с двигателями Евро-6 выбрасывает в атмосферу столько же вредных веществ, сколько и более ранние аналоги.

Такие примеры заставляют нас задуматься, действительно ли продукты питания с экомаркировкой, а автомобили со сниженным уровнем выбросов CO2 соответствуют заявленной информации. Производители часто прибегают к маркировке своих товаров как экологически чистых или экологически безопасных для поднятия продаж на волне мирового тренда, направленного на экологическую осознанность. Маркетологи это называют озеленением имиджа. Однако случай публичного наказания VW доказал, что обманывать западных покупателей так просто уже не удастся.

В начале октября Европарламент поддержал ужесточение экологических требований к автомобилям. Теперь показатели выбросов вредных веществ будут проверять не только в лабораторных условиях: принятый законопроект вводит обязательные дорожные тесты для выявления реальных показателей выбросов CO2. Процедура должна быть готова к применению к 2023 году. За основу предлагается взять алгоритм, который применяется для измерения уровня окиси азота в выхлопе авто. Тем компаниям, которые провалят тесты, придется выплачивать штрафы.

Документ также обяжет автопроизводителей снизить содержание CO2 в выхлопах на 40% к 2030 году, а также нарастить продажи электромобилей и машин с небольшим объемом выбросов (менее 50 г CO2/км) до 35%.

В ответ на это Европейская ассоциация автопроизводителей (ACEA) заявила, что достичь установленных результатов за такие сроки невозможно. Глава ассоциации Эрик Джоннарт также добавил, что установленные Европарламентом требования нанесут вред автомобильной отрасли и приведут к потере рабочих мест.

Торги между правительствами и сообществом автопроизводителей продолжаются, интересно, на какой цифре остановятся стороны? Возможно, Европарламент намеренно установил завышенные экологические требования к автопродукции, чтобы продемонстрировать свою решительность перед производителями и выторговать хорошие дивиденды за их пересмотр. Так ли это – покажет время.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions