+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
28.04.2021 14:07:08
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Встречайте новый номер журнала РЖД-Партнер!

Среди материалов апрельского выпуска № 8 (444) мы подготовили для вас следующие интересные темы.
Восточный полигон наряду с Арктикой является главным стратегическим проектом России, имеющим долгосрочный комплексный эффект. Особую роль в нем играет реконструкция БАМа и Транссиба. Территории, по которым проходят эти стальные магистрали, оказывают существенное экономическое влияние на их развитие.

Сегодня мы попросили ответить на ряд вопросов Василия Орлова, губернатора Амурской области, где достаточно высокими темпами развиваются промышленность, транспорт, энергетика и сельское хозяйство.

«Амурская область содействует модернизации Байкало-Амурской магистрали, которая, в свою очередь, способствует укреплению экономики облас­ти, Дальнего Востока и государства в целом. Недаром президент России Владимир Путин дал поручение о начале строительства второй ветки БАМа. С первых чисел апреля к выполнению этой задачи приступили военные железнодорожники. На участке от Улака до Февральска длиной 340 км будет задействовано 10 бригад железнодорожных войск, – рассказывает В. Орлов. – В результате пропускная способность БАМа увеличится в 2 раза. Сейчас она составляет 110 млн т груза в год. К 2024-му вырастет до 180 млн т, а в планах 2030 года – 250 млн т».

Что необходимо сделать, чтобы решить эту непростую задачу, какое развитие в регионе получили международные, национальные и инвестиционные проекты, какой вклад вносит область в развитие международного транспортного коридора Восток – Запад – об этом и многом другом читайте в интервью с главой Амурской области Василием Орловым «Область опережающего развития».

В феврале ряд экспертов еще пребывали в уверенности, что ставки аренды полувагонов еще долго удержатся в текущем году на стабильно низком уровне из-за высокого профицита парка и слабой динамики погрузки на сети. С трудом верилось, что на споте уже может начать формироваться новый тренд. Однако уже в феврале были зафиксированы его предвестники. Правда, тогда еще было сложно понять, куда двинется рынок дальше, из-за слишком уж широкого диапазона колебаний ставок на споте. Тем не менее, как мы были вынуждены отметить, базовая ставка аренды полувагона тогда сдвинулась к верхней границе сформировавшегося диапазона.

Март сохранил данную тенденцию. Причем круг клиентов, которым пришлось столкнуться с локальными дефицитами порожних полувагонов, расширился. И начало весны сопровождалось соответственно движением вверх на нижней границе диапазона ставок. Некоторые отправители в марте столкнулись с ростом ставок и на верхней границе.

В текущем номере РЖД-Партнер представляет очередной ежемесячный обзор с указанием абсолютных значений ставок аренды вагонов на споте (руб./сут.) по итогам истекшего месяца, оценок и прогнозов динамики на перспективу. В исследовании участвуют представители ведущих российских операторов, грузовладельцев, экспедиторских компаний, отраслевые эксперты. Подробности – в материале «Ставки аренды вагонов в марте 2021 года: весенние круги на воде».

Экономика страны оказалась в последнее время перед рядом вызовов. Это и кризис, связанный с пандемией, и снижение спроса на товары, и уход с рынка многих предприятий малого и среднего бизнеса. В этих условиях особое значение приобретают эффективность расходования государственных средств на цели стратегического развития и успешная реализация национальных проектов.

Счетная палата РФ все это держит под контролем, ежегодно проводя проверки и публикуя выводы и рекомендации по итогам аудита. Именно это и стало темой нашего разговора с аудитором Счетной палаты РФ Валерием Богомоловым.

Уже несколько лет реализуется масштабный проект по модернизации и развитию Восточного полигона, но очень уж медленно расшиваются узкие места. Может, задумывая этот проект, чего-то не учли?

«Проект развития Восточного полигона реализуется в сложнейших условиях действующей железной дороги. И технологические окна для проведения строительно-монтажных работ на отдельных участках магистрали очень трудно выкроить, они планируются с учетом плотного графика грузоперевозок. Это ключевой момент, – отмечает В. Богомолов. – На коллегии ОАО «РЖД» по итогам 2020 года я отметил, что основой для эффективной реализации проекта будет являться уровень взаимодействия между администрациями железных дорог, государственными заказчиками и подрядными организациями. Еще одним ограничивающим фактором в реализации масштабного проекта модернизации и развития железных дорог Восточного полигона сегодня является разработка проектно-сметной документации».

Каковы основные проблемы при реализации проекта, насколько велики риски необеспечения требуемого качества к 2024 году отдельных участков автодорог, входящих в международный транспортный маршрут Европа – Западный Китай (МТМ ЕЗК), что помешало Минтрансу и Росавиации в освоении выделенных государством денег? Подробности – в интервью с В. Богомоловым «Ключевой момент развития».

Некоторое время назад частные инвестиции массово пришли на железную дорогу. Сегодня на инфраструктуре РЖД перемещаются вагоны различных собственников, а грузоотправитель имеет возможность выбрать оператора. При этом ни те ни другие не являются перевозчиками.
Двадцать лет назад постановление правительства РФ заложило основы образования рынка частной тяги. Либерализация, создание правовых условий и собственно массовое появление независимых владельцев локомотивов – это те этапы развития приватной тяги, которые предусматривал документ. Несколько компаний успели стать собственниками локомотивов, но затем взгляды РЖД на свободную конкуренцию изменились.
В 2010 году по заказу ОАО «РЖД» консалтинговая компания McKinsey провела исследования и разработала Целевую модель рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2015 года. Решение, предполагающее появление локальных перевозчиков, работающих на определенных маршрутах для ограниченного числа клиентов, немало удивило потенциальных инвесторов. Следом против либерализации тяги один за другим стали выступать российские эксперты. Вопрос зашел в тупик.

Сегодня конкурентоспособные частные перевозчики на сети РЖД так и не появились. Вопрос по-прежнему витает в воздухе, но холдинг занимает жесткую позицию и не допускает возможности развития приватной локомотивной тяги. В свою очередь, экспертное сообщество с осторожностью относится к этой теме, указывая на абстрактность дискуссий и неоднозначность последствий либерализации на практике. Так смогут ли приток капитала и конкурентная среда стать драйверами роста качества железнодорожных услуг? Читайте в материале «Постой, паровоз!.. Дадут ли зеленый свет частным перевозчикам?».

В последние месяцы руководство страны уделяет пристальное внимание ситуации на Восточном полигоне. Экспорт угля в страны АТР растет – и развитие инфраструктуры БАМа и Транссиба как никогда актуально. Правительство поставило перед монополией новые задачи, в том числе завершить первый этап развития Восточного полигона, и выразило готовность поменять порядок вывоза грузов на восток. В РЖД заверяют, что приложат все необходимые усилия. А угольные компании готовятся вписать в график точные объемы вывоза угля.

Развитие Дальнего Востока уже стало ключевой темой работы холдинга по итогам I квартала в целом и особенно марта. В этом году РЖД предстоит завершить работы на всех объектах первого этапа и сконцентрироваться на работах по строительству 31 объекта, вошедшего в программу второго. Причем часть этих объектов должна быть введена в эксплуатацию уже в 2022-м.

Минтранс уже подготовил проект поквартального графика этапов строительства Восточного полигона с показателями пропускной и провозной способности, предельной средней массы грузового поезда во всех деталях. Но рынок сразу откликнулся рядом вопросов. Насколько это решение выполнимо с практической точки зрения? Действительно ли оно поможет ускорить модернизацию? И главное – как оптимально администрировать процесс? Читайте в статье «Под контролем и по плану: Восточный полигон вышел на новый старт».

Хотите узнать больше? Подписывайтесь на журнал РЖД-Партнер.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions