Среди материалов
февральского выпуска № 3–4 (487–488) мы подготовили для вас следующие интересные темы.
Общий тренд января 2023 года – стабилизация базовых ставок аренды вагонов. Это связано с надеждами на позитивные подвижки на азиатских рынках, способные поддержать российский экспорт. Наглядно это демонстрируют полувагоны. Ставки аренды данного типа подвижного состава на споте в январе колебались в достаточно широком диапазоне, о чем свидетельствуют не только данные, полученные от операторов, но и опросы грузовладельцев. Последние указали на усилившуюся волатильность. РЖД-Партнер представляет очередной ежемесячный обзор с указанием абсолютных значений ставок аренды вагонов на споте (руб./сут.) и ставок доходности вагонов (руб./сут.) по итогам истекшего месяца, оценок и прогнозов динамики на перспективу. В исследовании участвуют представители ведущих российских операторов, грузовладельцев, экспедиторских компаний, отраслевые эксперты. Подробности в нашем обзоре
«Рынок дрожит от прохлады, но проявляет терпение».
По итогам прошлого года по сети РЖД во всех видах сообщения перевезли 6 млн 521,1 тыс. груженых и порожних контейнеров (+0,3% к 2021 г.). Выросли объемы перевозок химической продукции, бумаги, строительных грузов, минеральных удобрений, нефти и нефтепродуктов, зерна, рыбы, картофеля. Вместе с тем в контейнерах просели лесные грузы и промтовары, черные и цветные металлы, автомобили и комплектующие, цветная руда и серное сырье. Контейнеры с этими грузами в 2022 году не просто развернулись на восток – несколько изменилась и динамика по номенклатурам. В самом ОАО «РЖД» такую динамику, несмотря на санкции, объяснили развитием технологии погрузки контейнеров в полувагоны и организацией движения сдвоенных поездов. В частности, с конца ноября удалось улучшить ситуацию благодаря выделению дополнительных контейнерных поездов для экспорта на Дальний Восток. Но спрос сдерживался инфраструктурными ограничениями. Есть ли решения – читайте в материале
«Кувырок на восток».
Трансформация грузопотоков привела к подвижкам в работе российских морских портов. В 2023 году обозначились контуры обновленной логистики, которая отчасти напоминает сообщающиеся сосуды. Как ожидается, ситуация стабилизируется весной, когда рынок окончательно определится, что и куда целесообразно перевозить на экспорт. Акцент в логистике на восток привел к тому, что сейчас объемы перевалки грузов на причалах ДФО лимитируют по большей части пропускную способность железных дорог. Из-за этого в целом за 2022 год количество судозаходов в дальневосточные порты выросло всего на 6%. Однако в последние месяцы появились данные о появлении узких мест и на инфраструктуре ряда морских терминалов. Это связано с неравномерностью подхода судов. Прежде всего – контейнеровозов. Переключение грузопотоков из Европы в Центральную Азию и на Ближний Восток привело к необходимости поиска дополнительного тоннажа на указанных направлениях, но подвижки такого масштаба не могут произойти одномоментно. Подробнее в статье
«Сообщающиеся сосуды морских терминалов».
Интерес к МТК Север – Юг во многом обусловлен активизацией контактов с такими странами, как Иран и Индия. А поскольку под этим углом зрения экономика оказалась тесно переплетена с политикой, то, как это обычно бывает в подобных случаях, идея развития МТК Север – Юг обросла мифами. Они будоражат воображение, но представляется маловероятным, чтобы в итоге все выдвинутые инициативы превратились в проекты, подкрепленные реальными инвестициями. По всем трем веткам МТК Север – Юг за 10 месяцев 2022 года было отправлено 6,6 млн т. При этом основной объем был пропущен в западном направлении (почти 6,2 млн т). Здесь рост объемов оказался полуторакратным по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По транскаспийскому маршруту объем отправок составил около 400 тыс. т, а по восточному – всего 40 тыс. т. Это показывает степень востребованности трех указанных ответвлений коридора. В ОАО «РЖД» полагают, что наиболее перспективным следует считать западный маршрут, целевым ориентиром для которого названа пропускная способность в 15 млн т. Ряд экспертов полагают, что пока эффективнее развивать все-таки транскаспийский маршрут. Каковы объективные препятствия на пути развития коридора – в материале
«Зима близко: потеплеет ли путь с севера на юг?».
Товарооборот между Россией и КНР в 2022 году достиг исторического максимума, почти на треть превысив результат предыдущего года. Китай сегодня не просто ведущий рынок сбыта российской продукции, но и стратегический поставщик импорта, помогающий снизить технологическую зависимость РФ от прежних, западных партнеров. Без него пока не видят себя многие производства в стране. Еще в начале года, по данным Российско-китайского комитета дружбы, мира и развития, наблюдалось снижение уровня ввозимых товаров из Поднебесной в РФ к предыдущему периоду. Тем не менее летом импорт резко пошел вверх. В июле Китай поставил в РФ товаров более чем на $6 млрд – втрое больше, чем в июне. В последующем объемы еще увеличились. Например, в ноябре поставки в Россию составили $7,7 млрд, в декабре – почти $8,8 млрд. Но так ли легко найти надежного контрагента в Поднебесной? Каковы основные риски? Читайте в статье
«Заместитель из Китая».
Продолжается подписная кампания РЖД-Партнера – на подписку и доставку в 2023 году печатных и электронных версий журналов РЖД-Партнер и РЖД-Партнер Документы, а также на пакеты из этих изданий. Мы приготовили скидки и бонусы для постоянных подписчиков и для тех, кто впервые подпишется на наши журналы. Компании – участники рынка транспортных услуг, ранее не подписывавшиеся на наши журналы, могут получить бесплатный разовый доступ к электронным версиям РЖД-Партнера и РЖД-Партнер Документы для принятия решения о подписке на 2023 год. Подписчикам журнала РЖД-Партнер доступны ежемесячные обзоры ставок на предоставление грузовых вагонов.
Закажите демоверсию обзора >>
Подписчики журналов РЖД-Партнер и РЖД-Партнер Документы в качестве бонуса получают бесплатный доступ к исследованию
«Индекс качества услуг на железнодорожном транспорте», которое выходит ежеквартально в электронном виде.
Подписывайтесь на издания РЖД-Партнер и будьте в курсе событий транспортного рынка!
У вас остались вопросы?
Задайте их!
Тел.: +7 (812) 418-34-99
E-mail:
rasp@rzd-partner.ru
Автор: Виктория Зайцева
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.