+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
01.12.2021 16:18:43
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Погрузка на РЖД: ноябрьские перемены

Погрузка на РЖД в ноябре 2021 года выросла до 108 млн т, что на 3,1% больше, чем за аналогичный период прошлого года и на 2,4% – ноября 2019-го. В ноябре эксперты ожидали некоторого спада в динамике погрузки. Но этого не произошло. Сеть выручили прежде всего отправки нефтеналива: в конце осени они пошли в гору и достигли 19,1 млн т (+10,4% к аналогичному периоду прошлого года). Это произошло потому, что для экспортеров нефтегрузов на мировых спотовых рынках ситуация сложилась весьма благоприятно, что и способствовало росту экспорта на РЖД. Выросли и поставки на внутренний рынок, поскольку трейдеры спешили запастись топливом из опасений очередного повышения цен на него в конце года. О таком сценарии предупредил, например, главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов. Правда, он исключил резкий скачок цен у трейдеров на АЗС. Вопрос в том, что спрос в последнее время может вновь превысить предложение перед Новым годом.
Чем недовольны нефтяники

И все же стоит отметить сетования экспортеров на то, что они запаздывали с поставками, теряя выгоду на фоне перепадов в мировой конъюнктуре из-за задержек на сети. У нефтяников, как ранее у металлургов, возникли технологические проблемы на РЖД. Только нефтяники, в отличие от металлургов, не стали поднимать шум в СМИ, а тихо поделились своими тревогами в коридорах власти.

На этом фоне перевозкам нефтепродуктов сейчас железные дороги стали уделять больше внимания. И результат – в статистике: нефтегрузы стали драйверами погрузки на РЖД. Вопрос в том, во сколько все это обойдется клиентам в будущем году. Обсуждение тарифов на 2022 год еще впереди.

Разгоряченные металлы

Еще одним драйвером на сети стали черные металлы: их погрузка составила 6,1 млн т (+12%). Ей поддержку по инерции оказал экспорт, а на внутренних маршрутах – пополнение запасов металлотрейдеров, как только в РФ было отмечено снижение прайсов на арматуру. Вслед за ней оптовые цены стали увядать и по ряду других позиций (за исключением изделий с высокой добавленной стоимостью, например фасонного проката).

Однако, по опросам металлотрейдеров, прогнозы на конец года прозвучали противоречивые: представители одних говорили о рисках коррекции рынка вниз под конец года, а другие, наоборот, ожидали активизации спроса перед Новым годом под влиянием необходимости освоения переработчиками остатков годовых бюджетов.

Кроме того, увеличение отправок в конце 2021-го подстегнули еще и прогнозы об очередном витке цен в будущем году. Основанием для них стало удорожание сырья на внутреннем рынке – металлолома, несмотря на то, что в текущем году цены на него и так достигли рекордных значений, отметили аналитики ИИС «Металлоснабжение и сбыт».

И это, кстати, отразилось на объемах его потребления отечественными предприятиями. Ведь они успели запастись ломом в предыдущие месяцы. На фоне ограничений в сфере экспорта лома его погрузка на РЖД в ноябре снизилась на 19%. Зато выросла погрузка железной руды на 3%.

Щебенка просочилась сквозь узкие места на сети

Среди других драйверов погрузки на сети в ноябре следует отметить лес, контейнеры, а также продукцию, отправляемую небольшими партиями. В плюс вышли и стройматериалы, хотя напомним, что ранее они минусовали (https://www.rzd-partner.ru/zhd-transport/reviews/v-oktyabre-pogruzku-na-rzhd-vytyanuli-nefteprodukty... ). Да и статистика работы застройщиков на ноябрь на эту тему не порадовала: по данным ООО «Институт развития строительной отрасли», текущий объем строительства в ноябре 2021 года в квадратных метрах сократился на 4,6% к ноябрю 2020-го.

Ипотечных кредитов в ноябре было выдано на одну пятую больше, но по объему заемных средств показатель получается на четверть меньше. Подобная вилка указывает на то, что квартиры осенью приобретали на рынке в среднем меньшей площади, чем в прошлом году. Соответственно сократилось и общее количество возводимых жилых домов, и их материалоемкость.

На таком фоне ожидалось сокращение объемов их перевозок по железной дороге. Однако минус в ноябре был скомпенсирован ростом доставок инертных материалов для укладки автодорог. Небольшое улучшение в статистику внесли и перевозки балласта для железнодорожных нужд.
Однако в дальнейшем прогнозы не слишком оптимистические. В частности, образовавшиеся ранее локальные дефициты на РЖД привели к его недопоставкам потребителям и взвинчиванию карьерами цен на щебень. Прайсы на него в ноябре обновили свой максимум.

Удивительное совпадение: в регионах, где отправки щебня были активными по РЖД, там и цены на щебень особо не росли. Но там, где возникали заторы и не хватало полувагонов под погрузку, был отмечен подъем цен на щебень по максимуму. В частности, лидером в этом плане стал СЗФО, где прайсы к ноябрю подскочили более чем на четверть по сравнению с осенью прошлого года. Скачок цен был отмечен и на полигоне СКЖД, где также возникли сложности с пропуском грузопотоков.

Что в минусе?

При этом в ноябре ряд номенклатур потянули погрузку на РЖД вниз. Неожиданным оказался уход вниз отправок угля: по предварительным данным оперативной статистики, в ноябре они составили 31,4 млн т, что на 15% меньше, чем за аналогичный период 2020 года.

И это произошло несмотря на сохранение на высоком уровне цен на уголь на мировом рынке, а также недостаточность запасов твердого топлива в Европе и Китае.

Сказались, с одной стороны, инфраструктурные ограничения на сети. Например, представители компаний «Уралуголь» и «Эльгауголь» ранее отметили, что они добывали больше, чем отгружали по РЖД.

А с другой стороны, повлияли и негативные новости по поводу рисков грядущего сокращения потребления сырья из-за пандемии в Китае. Кроме того, хотя там в предыдущие два месяца и наращивали экспорт на фоне падения внутренней добычи угля, однако сейчас в КНР снова стал поступать уголь из Австралии.

Что касается внутренних перевозок, то они шли ни шатко ни валко из-за теплой погоды осенью. Вероятно, зима в дальнейшем подтолкнет эти отправки вверх, поскольку зима ожидается холодная.

Кто сбавил обороты?

Неприятным известием в ноябре стало ослабление положительной динамики погрузки минудобрений. В ноябре их погрузили 5,5 млн т – всего на 2% больше, чем за аналогичный период 2020 года.

Причем в ноябре текущего года, если верить данным Минсельхоза России, российские аграрии увеличили закупки минеральных удобрений на 15%. Как отметил президент РАПУ Андрей Гурьев, дефицита минудобрений в РФ сегодня нет и не предвидится, поскольку потребители досрочно запаслись ими под осенние полевые работы и начали закупки на будущий год.

И часть поставок по железным дорогам соответственно сместилась с весны 2022 года на осень 2021-го. Причина – в опасениях аграриев роста цен на минудобрения. В результате, как сообщили в ОАО «РЖД», во внутрироссийском сообщении среднесуточная погрузка данной номенклатуры в ноябре выросла до 74 тыс. т (+3,8% к аналогичному периоду прошлого года).

Однако сводную картину немного испортил спад погрузки на экспортных направлениях. Он произошел под влиянием перераспределения квот на вывоз минудобрений за рубеж (для азотной и сложносоставной продукции). «Соответственно, часть текущего объема производства этой продукции перешла из экспортной отгрузки в категорию внутренних поставок, обеспечив значительный рост этого показателя», – прокомментировал ситуацию генеральный директор ABC-Rail Артур Нурмухамедов.

Полувагонам стали искать замену

Ноябрь также запомнился клиентам активизацией предложений операторов по замене полувагонов альтернативным подвижным составом на тех направлениях, где образовались локальные дефициты полувагонов.

Больше всего их не хватало осенью под погрузку стройматериалов. Последние сначала стали отправлять частично в думпкарах, часть парка которых ранее простаивала. Позже появились предложения по отправкам щебня в цементовозах. В частности, подобный сервис клиентам предложила ПГК (тестовая отправка была осуществлена со станций СКЖД).

Дефицит полувагонов вернул и часть отправок цемента и минудобрений из полувагонов в традиционный для этих номенклатур подвижной состав – цементовозы и минераловозы. Речь идет о партиях, которые ранее клиенты грузили в биг-бегах. Это привело к тому, что часть хопперов указанного типа была передислоцирована с запада на восток. В итоге профицит парка цементовозов стал заметно сокращаться, а ставка их аренды получила стимул к росту.

Поскольку нехватка полувагонов ощущалась под погрузку цветной руды и промсырья, то операторы стали пробовать переключать эти грузы в крытые вагоны. Некоторые клиенты согласились. И такие перевозки зафиксированы, скажем, из зоны Красноярской железной дороги в сторону станций Октябрьской, Свердловской, Восточно-Сибирской и Московской магистралей, а также на экспорт в Казахстан.

Вопрос проявился настолько остро, что ФГК даже решила на этой волне провести в декабре аукцион на право заключения договора купли-продажи 5 тыс. б/у полувагонов. Согласно данным, опубликованным оператором в ноябре, стартовая цена лота – 7,83 млрд руб. Иными словами, 1 вагон оценен приблизительно в 1,57 млн руб., подсчитали в Argus. Это дороговато, если учесть, что вывод в рабочий парк указанного подвижного состава потребует его ремонта.

Чтобы восполнить дефицит полувагонов, многие операторы еще раньше стали активно выбирать из отстоя свои полувагоны, из-за чего вагоноремонтные предприятия осенью оказались перегружены работой и испытывали нехватку запчастей.

Операторы стремятся восстановить свои рабочие парки в ожидании роста погрузки. Скорее всего, декабрь в этом плане будет активным. А вот сложится ли рост устойчивым в начале 2022 года, пока сказать сложно. Многое будет зависеть от того, по какой цене придется перевозить грузы клиентам в 2022 году, и от условий перевозки, которые сложатся на сети.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions