+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
31.05.2018 14:48:22
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Обзор железнодорожного рынка РФ в апреле-мае 2018 г.

НПК ОВК представляет обзор железнодорожного рынка РФ в апреле – мае 2018 года.
Апрель: рост перевозок продолжился

В апреле 2018 г. рост перевозок продолжился: погрузка составила 108,9 млн т (+3,4% к аналогичному периоду прошлого года), грузооборот — 215,5 млрд т-км (+5,0%).

Растут перевозки угля (+8,7%), железной и марганцевой руды (+7,8%), черных металлов (+9,8%), удобрений (+6,4%) и зерна (+58,8%). При этом снизились перевозки строительных (-6,6%) и лесных грузов (-2,4%), цемента (-8,7%) и цветной руды (-5,9%).

Уголь: амбициозные планы

Погрузка угля в апреле выросла к прошлому году на 8,7% и составила 31,3 млн т, установив рекорд для данного месяца за последние 15 лет. Всего с начала 2018 г. по железной дороге было отправлено 125,6 млн т угля, что на 4,8% выше показателя аналогичного периода 2017 г.

В апреле выросли как внутренние (+5%), так и экспортные (+8%) перевозки. Больше других стран поставки российского угля нарастили Украина (в 2 раза), Польша (в 2 раза), Япония (+10%) и Румыния (в 3 раза).

По словам главы ОАО «РЖД» О. Белозерова, к 2025 г. объемы железнодорожных перевозок угля должны вырасти с 359 млн т в 2017 г. до 500 млн т. При этом отмечается недостаток инфраструктуры не столько со стороны железной дороги, сколько со стороны перевалочных мощностей портов. В результате происходит расширение географии перевозок — появились транзитные отправки через Финляндию, Калининград и Польшу. Кроме того, в РЖД рассчитывают на развитие Мурманского порта, а также на проект по созданию Северного широтного хода. Возможны отправки определенных объемов угля в Турцию через Азербайджан и Грузию.

На рынке сохраняются все перспективы для дальнейшего роста перевозок угля по железной дороге преимущественно за счет увеличения экспортных поставок.

Нефть и нефтепродукты: РЖД продолжают борьбу за грузовую базу

Погрузка нефти и нефтепродуктов в апреле осталась на уровне предыдущего года и составила 19,3 млн т. Всего с начала 2018 г. по железной дороге было отправлено 79,5 млн т нефти и нефтепродуктов, что на 1,2% ниже показателя аналогичного периода 2017 г.

На 2018 г. РЖД продлили скидки к тарифам на перевозки нефтяных грузов. Для некоторых маршрутов (со станций Томск-1 и Асино) при вмешательстве ФАС понижающий коэффициент был установлен на уровне 0,99 вместо ранее действующих 0,7 и 0,6 соответственно. При этом для ряда других станций размер скидки более существенен. Так, на отправки дизельного топлива, мазута, бензина, керосина и газойля со станции Хабаровск-1 введен понижающий коэффициент 0,793.

Кроме того, установлен коэффициент в размере 0,658 для перевозок грузов со станции Тюмень-Северная — вблизи станции расположен НПЗ, на котором во 2 квартале текущего года намечен запуск производства бензина марок АИ-92 и АИ-95 стандарта Евро-5.

В настоящий момент в связи с развитием трубопроводного транспорта на рынке отсутствуют предпосылки для восстановления объемов железнодорожных перевозок, а скорость падения погрузки будет зависеть преимущественно от государственного регулирования и политики РЖД.

Строительные грузы и цемент: падение выпуска из-за погодных условий на фоне восстановления отрасли

Погрузка строительных грузов в апреле снизилась к аналогичному периоду прошлого года на 6,6% и составила 11,3 млн т, а цемента — на 8,7% и составила 2,1 млн т. Всего с начала 2018 г. по железной дороге было отправлено 40,0 млн т строительных грузов и 6,6 млн т цемента, что на 0,1% и 4,1% ниже показателей аналогичного периода 2017 г.

Эксперты считают снижение выпуска строительных материалов и цемента кратковременным явлением и связывают его с нетипично холодными погодными условиями весны 2018 г.

При этом активно растет жилищное строительство: в апреле 2018 г., по данным Росстата, в РФ было введено в эксплуатацию 4,5 млн м2, что на 7,5% больше показателя апреля 2017 г., а с начала года рост составил 16,7%.

По оценке главы АО «Дом.рф», к концу года ипотечные ставки могут снизиться до 8-8,5%, а объемы выдачи ипотеки вырастут в 1,5 раза и составят около 2,8 трлн руб. Эксперты отрасли считают, что такой рост спроса должен также привести и к существенному увеличению объемов строительства.

Согласно майскому указу президента РФ в течение ближайших 6 лет активизируется дорожное строительство. К 2024 г. к нормативному состоянию в России должно приблизиться 85% дорог. При этом, на эти цели планируется выделить 11 трлн руб.

В среднесрочной перспективе на фоне восстановления строительной отрасли перевозки стройматериалов и цемента могут вырасти, в этом сегменте потенциал для дальнейшего роста по-прежнему значителен.

Черные металлы: производители наращивают мощности

Погрузка черных металлов в апреле выросла к уровню предыдущего года на 9,8% и составила 6,7 млн т. Всего с начала 2018 г. по железной дороге было отправлено 26,5 млн т черных металлов, что на 10,9% выше показателя аналогичного периода 2017 г.

Рост погрузки в апреле произошел за счет увеличения перевозок на внутренних направлениях (+25%), тогда как экспортные отправки остались на уровне прошлого года. На российском рынке растет потребление листовой стали (+25%), путевой решетки (вдвое) и чугуна (в 4 раза).

Участники отрасли позитивно оценивают спрос и планируют увеличить свои мощности. Так, в мае ООО «Тулачермет-Сталь», Минпромторг РФ и Тульская область заключили специальный контракт по созданию литейно-прокатного комплекса мощностью 1,5-1,8 млн т проката в год.

В то же время Группа НЛМК начала проект реконструкции машины непрерывного литья заготовок на Липецкой производственной площадке, при реализации которого мощность агрегата вырастет на 80% (до 1,8 млн т/год), а также будет освоен выпуск «тяжелых» слябов толщиной до 400 мм и шириной до 2 800 мм.

Кроме того, Нижнетагильский металлургический комбинат ЕВРАЗ расширяет географию реализации — завод заключил контракт на поставку тысячи железнодорожных колес для словацкой компании ZOS Trnava, что позволит укрепить позиции компании на экспортном рынке.

В текущих условиях можно ожидать увеличения внутренних перевозок черных металлов железнодорожным транспортом на фоне роста спроса на отечественную продукцию и, как следствие, наращивания производственных мощностей сталелитейщиков.

Руда: переориентация на внутренний рынок продолжается

Погрузка руды в апреле составила 9,7 млн т, что выше уровня предыдущего года на 7,8%. Всего с начала 2018 г. по железной дороге было отправлено 36,9 млн т руды, что на 3,6% выше показателя аналогичного периода 2017 г.

По-прежнему отмечается разнонаправленная динамика перевозок. На внутренних направлениях объемы выросли почти на 10%, а на экспортных — снизились на 8%. Основное падение по-прежнему приходится на Китай (почти в 2 раза) и Польшу (поставки снизились до минимального уровня). Среди стран, нарастивших потребление российской руды, — Италия, Германия и Франция. Рост экспорта к прошлому году составил 100-150 тыс. т.

В настоящее время на рынке отсутствуют предпосылки для существенного изменения текущей динамики. Вследствие роста внутреннего спроса на металлургическую продукцию экспорт руды сокращается.

Лесные грузы: умеренный рост внутренних перевозок

Погрузка лесных грузов в апреле снизилась к уровню предыдущего года на 2,4% и составила 4,1 млн т. Всего с начала 2018 г. по железной дороге было отправлено 15,5 млн т лесных грузов, что на 3,2% выше показателя аналогичного периода 2017 г.

Внутренние перевозки увеличились на 5%, тогда как экспорт снизился на 3,5% впервые с начала года из-за сокращения поставок в Китай на 7%.

По оценке Минпромторга России, лесная отрасль страны обладает огромным потенциалом. Прогнозируется, что объем поставок продукции ЛПК внешним потребителям к 2024 г. вырастет в 1,5 раза до $17 млрд. Наибольшие перспективы связаны с реализацией ряда крупных проектов создания ЦБП: к 2030 г. потенциальный спрос на российскую целлюлозу может вырасти почти в 2 раза.

Кроме того, к 2025 г. планируется увеличить применение продукции деревянного домостроения в общем объеме жилищного строительства с 10% до 20%. В Москве и Подмосковье будут реализованы пилотные варианты многоэтажных деревянных эко-кварталов уже в ближайшее время.

Вдобавок в ближайшие годы ожидается трехкратный прирост объемов производства пеллет, которые обладают значительным экспортным потенциалом. Последние несколько лет ежегодный темп роста поставок пеллет за рубеж составляет порядка 30%, что делает Россию крупнейшим в мире экспортером этого биотоплива. Так, в мае Российский фонд прямых инвестиций, компания JBICIG Partners, дальневосточная RFP Group и японская ProspectCo. договорились о совместном проекте, предполагающем строительство заводов по выпуску топливных гранул общей мощностью 135 тыс. т в год.

На фоне развития лесопромышленного комплекса РФ ожидается умеренный рост погрузки лесных грузов железнодорожным транспортом.

Зерно и продукты перемола: рекорд погрузки за последние 15 лет

Погрузка зерна в апреле составила 2,7 млн т (+58,8% к апрелю предыдущего года), установив рекорд для данного месяца за последние 15 лет. Всего с начала 2018 г. по железной дороге было отправлено 9,8 млн т зерна, что на 45,6% выше показателя аналогичного периода 2017 г.

Внутренние перевозки выросли на 15%, а экспортные — вдвое за счет увеличения объемов поставок в Египет (в 2 раза), Бангладеш (в 6 раз) и Монголию (поставки почти не осуществлялись в прошлом году).

Аналитики снизили прогноз урожая будущего сезона. Так, центр «СовЭкон» скорректировал оценку урожая пшеницы в России на 1,2 млн т в сторону уменьшения: с 78,2 млн т до 77 млн т. Пересмотр связан с задержкой сева яровых агрокультур в Сибири. Прогноз сбора зерна в целом планировался ниже показателей прошлого сезона (135,4 млн т) — на уровне 126,2 млн т, но был дополнительно изменен до 124,9 млн т. Однако, по данным аналитического центра «Русагротранса», с учетом переходящих запасов возможности вывоза зерна из страны в будущем сезоне могут составить до 50-51 млн т, тогда как в текущем сезоне вывоз зерна прогнозируется на уровне 53,2 млн т. При этом объем железнодорожных отгрузок в этом сезоне впервые увеличится до 18,6 млн т, что в 1,7 раза больше, чем в предыдущем сезоне.

В мае торговый дом «Риф» заключил соглашение о сотрудничестве с «Объединенной зерновой компанией», согласно которому планируется строительство в морском порту Новороссийск специализированного зернового терминала производительностью до 12,5 млн т, а также зернохранилища емкостью до 300 тыс. т единовременного хранения. При этом, по оценке руководителя аналитического центра «Русагротранса», в ближайшие 5 лет перевалочные мощности российских портов могут увеличиться почти на 30 млн т до 84 млн т. Помимо Новороссийска, планы строительства новой и расширения уже действующей инфраструктуры также разрабатываются в портах Тамань, Усть-Луга, Азов, Приморск и Зарубино.

В среднесрочной перспективе перевозки зерна железнодорожным транспортом будут расти на фоне высоких переходящих запасов текущего сезона, перспективного урожая будущего, обнуления экспортных пошлин и наращивания мощностей портовой инфраструктуры.

Химические и минеральные удобрения: потерю украинского рынка удалось возместить наращиванием поставок в другие страны

Погрузка удобрений в апреле составила 5,0 млн т (+6,4% к апрелю предыдущего года), установив очередной рекорд погрузки для данного месяца. Всего с начала 2018 г. по железной дороге было отправлено почти 20,3 млн т удобрений, что на 6,6% выше показателя аналогичного периода 2017 г.

При этом перевозки на внутренних направлениях выросли на 10%, тогда как на экспортных — на 4%. Основное увеличение поставок за рубеж произошло в Китай (+10%), Бразилию (+22%) и США (+35%). Продолжается рост поставок в Сирию (в прошлом году не приобретала удобрения из РФ) — в апреле отгрузка в страну достигла 80 тыс. т.

Таким образом производителям удалось заместить потерю рынка Украины, власти которой в марте этого года ввели полное эмбарго на российскую продукцию. На фоне ограничительных мер крупнейший производитель удобрений «Еврохим» принял решение продать свое дочернее предприятие на Украине и уйти с рынка.

Российские производители позитивно оценивают спрос в текущем году. Так, по мнению «Уралкалия», в 2018-м спрос на калийные удобрения сохранится на высоком уровне и может достичь 67-68 млн т. Исходя из этого «Уралкалий» планирует заключить очередной контракт с китайскими потребителями по цене, которая будет как минимум на 10% выше цены 2017 г.

Что касается рынка азотных удобрений, генеральный директор «Уралхима» Дмитрий Коняев считает, что по итогам 2018 г. увеличение спроса будет на уровне 5-10% на фоне низких показателей первого квартала из-за затяжной зимы.

В связи с увеличением спроса компания «ФосАгро» запланировала строительство нового производства компонентов для удобрений (1 млн т аммофоса и 1 млн т апатитового концентрата в год) рядом со своим действующим заводом «Метахим» в Волховском районе Ленобласти. Инвестиции в проект составят 20 млрд руб.

В среднесрочной перспективе перевозки железнодорожным транспортом будут расти на фоне увеличения спроса на мировом рынке, а также ввода новых мощностей российскими компаниями.

Профицит полувагонов и хопперов на минимальном уровне

Источник данных о реализации подвижного состава и ставкам аренды — журнал «Рынок подвижного состава».

Коммерчески пригодный к перевозкам парк — 1 024 тыс. ед., тогда как неисправный на начало мая по-прежнему на низком уровне — около 54 тыс. ед. В результате профицит парка составил 52 тыс. ед., но в сегментах полувагонов и хопперов почти полностью отсутствовал.

В апреле реализация вагонов заводами СНГ составила 6,8 тыс. ед., что на 35% выше результатов апреля 2017 г. (5,0 тыс. ед.). При этом списано было всего 2,5 тыс. вагонов.

На начало мая парк вагонов нового поколения разных производителей превысил 104 тыс. ед.

Полувагоны: рынок далек от насыщения

Списочный парк полувагонов на сети РЖД достиг 498 тыс. ед., что выше уровня апреля прошлого года на 4%.

При этом выпуск значительно превышает списание. В апреле реализация полувагонов заводами СНГ составила 4,2 тыс. ед., тогда как их списание ─ всего 0,4 тыс. ед.

Ставки аренды на типовые полувагоны в мае выросли до 1 725 руб./сутки — парк задействован полностью за счет роста перевозок угля, грузооборот которого в полувагонах вырос на 10%.

Хопперы: профицит в сегменте отсутствует

Парк зерновозов вырос относительно прошлого года всего на 4%, при этом грузооборот в зерновозах увеличился в 1,5 раза к апрелю прошлого года, главным образом — за счет двукратного роста грузооборота зерновых.

Несмотря на увеличение погрузки минеральных удобрений грузооборот в апреле остался на уровне прошлого года. Такого результата удалось добиться благодаря использованию невостребованного сейчас парка цементовозов. На фоне благоприятной конъюнктуры рынка закупки минераловозов в апреле составили 500 ед.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions