• Ставка на полувагон
    2000
    11 %
    руб./сут.
    Декабрь 2022
  • Индекс качества III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов
  • Финансы USD ЦБ РФ 70.6 0.21 EUR ЦБ РФ 76.03 -0.7
    BTC 22999.13 usd BTC 1632248.26 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
16.01.2023 17:05:00
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Экспорт лесных грузов в прошлом году упал практически вдвое

Это повлияло на общую погрузку данной номенклатуры на сети РЖД. Перевозки древесины и продукции деревопереработки с железнодорожных станций (включая контейнерные отправки) сократились на 22%, до 39,5 млн т.
Экспорт лесных грузов в прошлом году упал практически вдвое
От падения до перенасыщения
Падение погрузки произошло по всем железным дорогам лесных регионов России. При этом начало 2022 года было многообещающим по многим видам лесопродукции: росло производство пиломатериалов, древесно-волокнистых и древесно-стружечных плит, бумаги и картона, топливных гранул. В марте, согласно данным Единой межведомственной информационно-статистической системе (ЕМИСС), произведено примерно 16 млн куб. м необработанной древесины. Уже в мае объемы упали почти до 6 млн куб. м. Затем началось их постепенное восстановление, но даже в последние месяцы года (традиционно активная заготовка леса в сибирских и северо-западных регионах начинается с приходом зимы) они не достигли среднемесячного уровня в I квартале.

«В начале 2022 года лесопромышленный комплекс находился на волне подъема спроса своей продукции, прорабатывались новые направления развития. Но к началу весны ситуация кардинально изменилась. Деревообрабатывающие предприятия столкнулись с беспрецедентным внешним давлением. Введенные ограничения сказались на синхронизации продаж и поставок, стали недоступны привычные рынки сбыта, а устоявшиеся логистические цепочки оказались разорванными», – рассказал руководитель направления «Логистика» компании «Свеза» Дмитрий Леонтьев.

По данным РЖД, в целом экспорт лесных грузов, отправляемых в вагонах, в прошлом году сократился на 48,6%, до 9,9 млн т.

Многие предприятия ЛПК, особенно на Северо-Западе, столкнулись с большими трудностями вследствие закрытия западных рынков, что отозвалось и на внутреннем. «Если говорить о круглых лесоматериалах, то нами традиционно экспортировалось в Финляндию более 500 тыс. куб. м балансов березовых ежегодно, которые не были востребованы на внутреннем рынке. Закрытие возможности экспорта балансов в недружественные страны, а также повсеместное и значительное снижение объемов производства лесопромышленного комплекса РФ привело к перенасыщению внутреннего рынка круглыми лесоматериалами, значительному снижению цен на них (в 2,5 раза), в том числе до уровня ниже себестоимости по отдельным направлениям», – проинформировал директор по поставкам древесины и логистике АО «Группа компаний «Вологодские лесопромышленники» Анатолий Щербаков.

В поисках рынка
По словам директора «Рослесинфорга» Павла Чащина, в числе крупнейших лесозаготовительных регионов РФ остаются Иркутская область, Красноярский край, Архангельская и Вологодская области, Республика Коми. Между тем в каждом из этих субъектов зафиксирован спад от 7 до 20% к предыдущему году.
Как уточнил А. Щербаков, в Вологодской области уже в II квартале 2022 года объемы заготовки древесины упали ровно на треть по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. Производство пиломатериалов снизилось почти на 10%, фанеры – на 20%.

Согласно статистике ЕМИСС из продукции лесопереработки наиболее серьезно пострадал выпуск фанеры клееной. Например, в ноябре ее производство составило 230 тыс. куб. м. Это более чем на треть ниже, чем годом ранее.

Несмотря на санкционное давление и логистические трудности, в лучшей ситуации оказалась целлюлозно-бумажная промышленность. Хотя выпуск целлюлозы остался практически на том же уровне, что и в 2021-м, бумаги и картона – снизился: минимальный результат производства наблюдался в ноябре, когда спад к аналогичному месяцу предыдущего года превысил 10%.

В компании «Свеза» рассказали, что до весны 2022 года ее продукция поставлялась в десятки стран по всему миру. «После геополитических изменений мы продолжили отгрузки заинтересованным потребителям в странах, не затронутых ограничениями, – это СНГ, Азия, Африка и Латинская Америка, – говорит Д. Леонтьев. – Отмечу, что мы достаточно давно начали работу по диверсификации портфеля клиентов. Отдельные перспективные направления, такие как страны Восточной Азии, мы планомерно развиваем уже несколько лет. За это время мы смогли изучить эти рынки и каналы поставок на них, что позволяет нам относительно безболезненно перестраивать работу».

При этом, добавил представитель компании, внутренний рынок всегда был для «Свезы» одним из самых приоритетных и по-прежнему на него делается ставка. Особые надежды связываются с тем, что будут реализованы программы по развитию деревянного домостроения. Также в компании рассчитывают на увеличение отгрузок в Росрезерв и появление в стране крупных инфраструктурных проектов.

Как вывезти лес
Как и многие другие экспортеры, лесопромышленники столкнулись с серьезными логистическими барьерами. Закрытие европейского рынка для российского экспорта привело к тому, что огромные потоки продукции ЛПК, как, впрочем, и других отраслей промышленности, развернулись к портам и погранпереходам на юге и востоке.

В частности, погрузка лесных грузов в вагонах и контейнерах в адрес Дальневосточной железной дороги в 2022 году выросла по сравнению с 2021-м на 7,4% и составила 7,96 млн т. Наибольший рост поступления лесопродукции к 2021 году отмечен со станций Северной (+3,5 раза), Свердловской (+83,2%), Красноярской (+19,1%) магистралей. Тем не менее сказывалась нехватка инфраструктурных возможностей и Восточного, и Южного полигонов.

«Предлагаемые проекты модернизации этих коридоров необходимы, однако эффект от их реализации будет получен нескоро. При этом в текущем периоде значительная часть грузов на Северо-Западе остается невывезенной, снижаются объемы производства лесоперерабатывающих компаний, – заявил А. Щербаков. – Для сохранения производств и рабочих мест необходимо срочное восстановление судового сообщения из простаивающих портов Балтийского бассейна в направлении оставшихся дружественных рынков: Юго-Восточной Азии, стран MENA».

Данную задачу необходимо решать путем изменения маршрутов курсирования флота, принадлежащего судовладельцам, продолжающим экспортные отправки грузов из российских портов, с соответствующим содействием этой работе органов государственной власти, пояснил эксперт.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Итоги X Конкурса студенческих работ на тематику журнала
    На портале РЖД-Партнер.ру опубликованы работы победителей X Конкурса студенческих работ на тематику журнала. Напомним, что соревнование молодых специалистов состоялось в прошлом году, и его итоги по традиции были оглашены в Москве на пленарной сессии XX Международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство». Материалы доступны по ссылке.
  • Ремонт, эксплуатация и техническое обслуживание вагонов
    За последние годы российский рынок вагоноремонта существенно изменился, став преимущественно частным бизнесом. Каковы были основные события в этой сфере в текущем году, что будет с производством и локализацией кассетных подшипников и ждать ли роста выпуска парка инновационных вагонов, а также как цифровые технологии могут помочь участникам рынка бороться с контрафактом и сэкономить время, обсуждали на деловом семинаре «Ремонт, эксплуатация и техническое обслуживание вагонов», организованном журналом «РЖД-Партнер». По итогам мероприятия подготовлен специальный проект, с которым вы можете ознакомиться по ссылке.
  • Перевозки зерна и удобрений
    Погрузка и зерновых, и удобрений на сети РЖД в этом году снижается. Рекордный урожай зерновых заставил предприятия всерьез задуматься о дефиците мощностей для их хранения, число компаний-экспортеров сократилось, состав крупнейших покупателей изменился, а перевозчики испытывают большие логистические трудности. С перевозками удобрений тоже все непросто: из-за геополитической ситуации российский экспорт в западном направлении снижается, а попытки переориентироваться на восток сопряжены с увеличением расходов. 25 октября 2022 года на сайте журнала РЖД-Партнер опубликован специальный проект, посвященный перевозкам зерна и удобрений.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2023 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions