Увеличение объема поставок российского угля на уже имеющиеся рынки возможно в направлении Китая и Индии. По итогам 3 месяцев текущего года экспорт угля в Китай увеличился на 13% в годовом выражении, в Индию – в 9,3 раза. Если поставки угля в Китай осуществляются по железнодорожной инфраструктуре Восточного полигона в порты или погранпереходы Дальнего Востока, то транспортировка продукции в Индию железнодорожным транспортом увеличилась в порты Юга, а также начала производиться отправка через порты Северо-Запада. В целом по итогам марта 2022 года отгрузка угля на экспорт через порты и погранпереход Юга увеличилась на 21,7%.
Потенциальное значительное увеличение экспорта угля в Китай (до +50 млн т) ограничено текущим уровнем провозной и пропускной способности Восточного полигона. Рост поставок российского угля в Индию может быть осуществлен через другие менее загруженные направления железнодорожной инфраструктуры в рамках соглашения об увеличении импорта российского металлургического угля, а также на фоне восстановления индийской экономики.
Увеличение объемов экспорта российского угля в Индию через освободившиеся мощности в портах Северо-Запада указывает на возможность успешно реализовать переориентацию транспортных потоков. При этом растет транспортная составляющая в конечной цене угля, который, добываясь, например, в Кемеровской области, отправляется в Мурманск, а оттуда – морским транспортом в Индию.
В настоящее время часть российских грузоотправителей не могут реализовать свою продукцию на экспортном рынке, поэтому заполняют склады, в том числе расположенные в портах. Заполненность складов достигает отметки в 90–95%. Грузоотправители ожидают возможности реализовать продукцию в будущие периоды.
В связи с этим в ближайшее время ожидается снижение уровня грузовой базы железнодорожного транспорта, что неминуемо приведет к существенному высвобождению парка и появлению профицита вагонов. Уже по итогам апреля текущего года можно ожидать кратное увеличение парка незадействованных вагонов. Это приведет к сокращению ставки аренды и доходности вагонов. К концу года ситуация будет постепенно восстанавливаться за счет формирования новых логистических цепочек.
Автор: Георгий Димов, старший эксперт-аналитик отдела исследований грузовых перевозок департамента исследований железнодорожного транспорта ИПЕМ
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.