В текущих макроэкономических реалиях, когда европейскими государствами объявлено эмбарго на импорт грузов из России, а также введен запрет на транзитные перевозки из нашей страны по территории Западной Европы, со стороны многих грузоотправителей повысился уровень востребованности железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона для диверсификации экспорта. Дефицит пропускной и провозной мощности железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона вынуждает грузоотправителей к поиску альтернативных маршрутов вывоза своих грузов на экспорт.
Осуществление перевозочного процесса в соответствии с Временными правилами позволяет оперативно приоритизировать и перераспределять грузопотоки между направлениями сети РЖД, снижая таким образом нагрузку с грузонапряженных участков железных дорог. Подобный эффект наблюдается в отношении экспорта массовых грузов, в частности каменного угля, с восточного направления к портам Азово-Черноморского бассейна: объем погрузки каменного угля по данному направлению в январе – августе 2022 года вырос на 26,8% (до 23,7 млн т) в сравнении с аналогичным периодом 2021-го.
С другой стороны, российские компании столкнулись с тем, что в условиях резко изменившейся макроэкономической конъюнктуры экспорт грузов осуществляется в страны и макрорегионы, которые ранее не рассматривались как стратегически важные партнеры. Например, несмотря на то, что мировые цены на уголь находятся на высоких уровнях, российские компании продают его на экспорт в Индию, Турцию, Марокко и т. д. со значительным дисконтом. Из-за отсутствия стабильных каналов сбыта и устоявшихся цепочек поставок экономический эффект от продаж отечественных грузов на новые рынки сбыта остается минимальным.
По мере развития пропускной и провозной мощности Восточного полигона и образования стабильных рынков сбыта для российских экспортеров для повышения эффективности Временных правил целесообразно рассмотреть возможность введения квот на перевозку различных групп грузов. Размер квоты должен определяться в зависимости от объема социально-экономических эффектов от экспорта таких грузов. Такой подход позволит не только снизить нагрузку на грузонапряженные и востребованные маршруты, но и запустит механизм диверсификации промышленности.
Автор: Никита Маховский, руководитель проектов направления «Экономика инфраструктурных отраслей» ЦСР
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.