Перспективы контейнерного сегмента рынка перевозок грузов существенно зависят от охвата территории нашей страны контейнерными терминалами (или хотя бы контейнерными площадками). В этом отношении от появления на данном рынке новой структуры ОАО «РЖД» можно ожидать повышения инвестиций в развитие контейнерной терминальной сети, что могло бы стать важным фактором роста контейнеризации внутрироссийских грузопотоков.
Инфраструктурная составляющая грузовых перевозок будет расти, и чем быстрее будет происходить восстановление объемов предъявления грузов, тем выше будет этот рост, так как инфраструктура железнодорожного транспорта явно отстает от потребностей в перевозках грузов, и это отставание быстро не исправишь. Стало быть, некоторое ограничение доступа к перевозкам с помощью ценовых рычагов весьма вероятно. Контейнерные тарифные схемы тут будут одними из первых на очереди.
Основную долю адаптации провозных платежей к текущей конъюнктуре должны будут взять на себя операторы контейнерных перевозок. Там, где их будут подпирать автоперевозчики, им придется ужимать суммарную величину провозных платежей «за свой счет».
Что касается доли ОАО «РЖД», то могу предположить, что оно будет добиваться повышения регулируемой (инфраструктурной) части провозных платежей при перевозках контейнеров. Контейнерные тарифы со времен еще МПС России повышались не так быстро, как прочие, и теперь, когда этот рынок в существенной части отделился от ОАО «РЖД» и находится в состоянии роста, продолжать такую тарифную политику для компании интереса вроде бы нет.
С другой стороны, ограничителем для роста совокупных провозных платежей за контейнерные перевозки являются тарифы на сопоставимые автоперевозки. Поэтому можно ожидать, что на значительных поясах дальности инфраструктурная часть провозных тарифов на контейнерные перевозки может возрасти существенно, а на малых и средних расстояниях перевозок – незначительно.