Конечно, в настоящее время любую сетевую инфраструктуру невозможно представить без определенной обвязки с точки зрения вычислительных мощностей, на которых реализуются вопросы хранения, агрегации и обработки бесчисленных данных, включая отчетность, биллинг, поддержку пользователей, мониторинг работы всей совокупности сетевых элементов.
К этому сетевому уровню все участники процесса цифровизации, все владельцы платформ предлагают достаточно высокие и единые требования – помимо того что сеть должна быть гомогенной и взаимоувязанной, она должна характеризоваться наличием резерва, единой системы мониторинга эксплуатации, полной лицензионной обвязкой и единой интеграционной шиной, которая является универсальным интерфейсом подключения к данной сетевой инфраструктуре.
При этом даже создание такого комплекса сетей связи и действующих на них устройств и вычислительных мощностей в настоящий момент, на наш взгляд, не отвечает всем задачам участников процесса цифровизации отрасли. Им уже сегодня требуется следующий уровень внутрисетевой иерархии – интеллектуальное платформенное решение защищенной инфраструктуры, которое, помимо собственно доступа к сетям связи, обеспечивает операторский класс защиты информации, анализ и сервисы обслуживания внутренних и внешних пользователей, информационно-справочные сервисы, геопозиционирование и многие другие.
Примером тому может послужить создание единого центра мониторинга информационной безопасности для ОАО «РЖД». Основная задача платформы – создание единой технической нормативно-организационной базы, которая обеспечивает контроль за состоянием защищенности информационной структуры холдинга. Соответственно, и своевременное автоматизированное реагирование на любые возникающие инциденты.
В 2020 году был реализован проект по созданию интегрированных постов автоматизированного приема и диагностики подвижного состава на пяти сортировочных станциях. Этот проект уже сейчас позволяет в режиме реального времени диагностировать около 50 видов коммерческих и технических неисправностей вагонов в автоматическом режиме.
В настоящее время на сети РЖД развернуто бесчисленное количество средств диагностики поездов и вагонов, в том числе на ходу. Работают средства мониторинга места нахождения подвижных единиц, а также внедрены отдельно аппаратно-программные решения по безлюдным и роботизированным технологиям. С одной стороны, они эффективны. С другой – некоторые решения пока внедряются фрагментарно. Поэтому существует запрос на создание одного полигона, на котором все эти решения были бы собраны воедино и были бы реализованы сквозные бизнес-процессы управления данным полигоном.
* По материалам выступления на транспортно-логистической конференции PRO//Движение.Digital.