Безусловно, пока нет готовой проектной документации, есть риск увеличения стоимости проекта и его сроков. Когда обсуждался вопрос трассировки, проводились сравнительные оценки и по стоимости, и по срокам реализации проекта, например, чтобы минимизировать затраты, сроки и снизить экологические риски, маршрут до Великого Новгорода планируется проложить максимально близко к действующим путям, то есть заповедник не будет затронут. При этом окончательное решение о коридоре прохождения трассы будет принято не ранее конца 2021 года, после проведения изыскательских работ и более точных оценок. Все слышали и знают об опасениях жителей Тверской области в части вопроса возможной трассировки в непосредственной близости к жилым застройкам, и этот вопрос будут решать в рамках указанной работы в этом году. Поэтому некоторые риски по срокам реализации проекта имеются.
Нельзя не отметить и правильность решения одновременно с проектированием и строительством высокоскоростных магистралей приступить к подготовке технической документации на создание высокоскоростного подвижного состава, чтобы сразу после ввода магистрали запустить поезда.
Но имеют место и финансовые риски. ОАО «РЖД» рассчитывает на налоговые льготы и при строительстве, и при эксплуатации проекта. Без налоговых решений необходимо будет изыскать еще порядка 700 млрд руб., а это значит, что увеличится срок окупаемости и как следствие – снизится привлекательность для инвесторов. Таким образом, возникает риск недофинансирования проекта, что, безусловно, может сказаться и на сроках его строительства.
Таким образом, если все пазлы сложатся удачно, то к 2027 году проект ВСМ будет реализован.