+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
28.04.2022 14:07:58
ЖД Транспорт / Мнения
РЖД-Партнер

Для преодоления разрыва между ставкой доходности и ставкой аренды операторы будут массово включать механизм взимания платы за задержку вагона в пути следования

Мы видим потенциал распространения штрафов за сверхнормативное пользование вагонов в результате нарушения сроков доставки грузов. Почему? Уже не первый месяц говорится о том, что разрыв между ставками доходности вагонов и ставками аренды вагонов по полувагонам чрезвычайно усилился. Так, в феврале текущего года на спотовом рынке заключались договоры на аренду вагонов, достигающих величины 6 тыс. руб. в сутки без НДС. При этом доходность по полувагонам в этот же период на спотовом рынке колебалась в диапазоне 2600–2900 руб. без НДС. Такой разрыв объясняется несовершенством распространенного на практике порядка оплаты услуг операторов.
Для преодоления разрыва между ставкой доходности и ставкой аренды операторы будут массово включать механизм взимания платы за задержку вагона в пути следования
Сегодня ставка доходности не включает в себя время простоя вагона под грузовыми операциями, а также время нахождения вагона в брошенных поездах. То есть в структуре оборота вагона существуют так называемые неоплачиваемые периоды времени. При этом нельзя признать нормальной ситуацию, когда операторы, стремясь к большей прибыли, сдают свои вагоны в аренду и полностью или частично лишаются статуса оператора. Здесь важно отметить, что поиск способа компенсаций недополученных доходов в связи с простоем вагонов в брошенных поездах неизбежно приводит операторов к необходимости выставлять штрафы клиентам. Операторов в данном случае оправдывает то, что клиенты, в свою очередь, оплатив штрафы оператору, могут добиться компенсации от перевозчика в случае обращения с исками о просрочки доставки.

Потенциал возможной прибыли от штрафов, выставляемых клиентам за задержку вагонов в груженом виде, довольно большой. Речь может идти о миллиардных суммах по итогам года. Поэтому мы прогнозируем, что со временем для преодоления разрыва между ставкой доходности и ставкой аренды операторы будут массово включать механизм взимания за задержку вагона в пути следования.

Повторюсь, штрафы позволяют сближать ставку доходности и ставку аренды. Именно поэтому у нас всякий раз, когда ставка аренды будет расти быстрее ставки доходности, для выравнивания этих показателей операторы будут использовать такой инструмент, как штрафы. Эта тенденция будет иметь и чисто теоретическое объяснение. Сегодня штрафы в подавляющем большинстве случаев не учитываются операторами при формировании доходности. То есть те цифры суточной доходности вагонов, о которых мы постоянно слышим, – это показатели, не учитывающие доходы от штрафов, поскольку чисто технически размер штрафа невозможно оперативно посчитать. Но при этом, по расчетам нашей ассоциации, потенциал роста случаев предъявления штрафов за задержку перевозки грузов позволит увеличить доходность в среднем на 20% от стоимости предоставления вагонов. Поэтому со временем методики подсчета суточной доходности будут изменены с включением в них штрафных сумм в обязательном порядке.

Кроме того, в разговоре об операторских штрафах следует рассматривать в качестве постоянной части стоимости услуги за предоставление вагонов. Неверно считать штрафы неким факультативным платежом. Вероятность того, что в течение трех лет никто штрафы не выставит, постоянно снижается. При этом надо признать, что основания начисления штрафов в договорах составлены без учета практики работы железнодорожного транспорта.

Так, момент, с которого выгрузка вагона считается оконченной, привязан ко времени оформления перевозочных документов на порожний вагон его владельцем, а не к моменту составления уведомления о завершении грузовой операции. Но на практике перевозчик отражает оформление перевозочных документов на отправку порожнего вагона после выгрузки в среднем через двое суток после фактического приема вагона к перевозке. По этой и другим причинам сегодня нельзя найти грузоотправителей, грузополучателей, которые потенциально были бы не должны операторам суммы штрафов. И если мы хотим быть честными, то представляется верным объективно и своевременно отражать штрафы в учете. Речь идет не о бухгалтерском, а об управленческом учете. В итоге штраф от оператора, полученный спустя длительное время после завершения перевозки, хотя бы не станет неожиданностью.

Кроме того, правильное отражение потенциально возможного штрафа с указанием основания его возникновения, например задержка оформления вагона со стороны оператора, поможет восстановить все события и добиться снижения сумм штрафов.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions