+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
24.10.2022 14:42:14
ЖД Транспорт / Мнения
РЖД-Партнер

Бизнес-модели и процессы операторских компаний в современных рыночных условиях

Парк полувагонов на сети сохраняет стабильность. Их производство за 9 месяцев 2022 года сократилось совсем незначительно, на 4%. Падение выпуска вагонов повышенной грузоподъемности компенсировано ростом производства стандартных полувагонов. Если в 2021 году за указанный период их произвели около 1 тыс., то в 2022 году – более 9 тысяч. Впереди завершение летних путевых работ, которое окажет позитивное влияние на повышение скорости движения и сокращение оборота вагонов. Добавим сезонный фактор при перевозках ряда грузов. Все это создает предпосылки сокращения расхода вагонных ресурсов и возврата к их профициту. Дополнительно необходимо принять во внимание положительный фактор возобновления выпуска инновационных вагонов, которое стало возможным в результате локализации производства кассетных подшипников.    
Библейская мудрость «что посеешь, то и пожнешь» универсальна для любых жизненных явлений, в том числе и для бизнес-процессов хозяйствующих субъектов. Перекладывая на бизнес-терминологию, можно сказать: что сформируешь внутри компании (люди, процессы, технологии), то и получишь во внешней среде на рынке (клиенты, объемы, выручка).
Бизнес-модели и процессы операторских компаний в современных рыночных условиях
Конкретные процессы отражают специфику бизнеса. Большинство из них имеют общие признаки, такие как комплексность, высокая степень интеграции и  взаимосвязанность.

В теории процессы разделяют на управляющие, ключевые, поддерживающие и другие, а также структурируют их на уровни, как правило, от 1 до 4.

Применительно к операторским компаниям к ключевым процессам можно было бы отнести: продажи услуг по предоставлению вагонов, работу с клиентами, управление подвижным составом, взаимодействие с перевозчиком, ремонт вагонного парка.

Взаимосвязанность процессов в операторском бизнесе можно проиллюстрировать продажей коммерческой службой услуг по предоставлению вагонов, которая интегрирована с  подачей вагона клиенту в нужное место и нужное время. Этот процесс обеспечивает движенческий аппарат оператора. В свою очередь вагон должен подаваться клиенту технически исправным и коммерчески пригодным – за этот процесс отвечает ремонтная служба. Сбой в одном из этих процессов нарушает общий бизнес-процесс работы операторской компании, снижает ее конкурентоспособность на рынке.

Эффективность, качество построения, управляемость процессов предопределяют результаты – успехи или неудачи компаний. Процессы невидимы, но их влияние на деятельность хозяйствующего субъекта (и операторы здесь не исключение) является определяющим.

Плохо управляемые или выпадающие из-под внимания менеджмента процессы подвергают компании рискам остановиться в развитии, не отреагировать на изменения, прежде всего во внешней среде, утратить конкурентоспособность. А в условиях санкционных ограничений эти риски многократно возрастают.

Целесообразно рассматривать бизнес-процессы как нематериальный актив операторской компании. Каждый актив имеет стоимость, которая определяется рынком – конкретно спросом и предложением.
Зададимся вопросами: как оценивать бизнес-процессы, сколько они стоят, поддаются ли монетизации и какова их экономическая оценка. Можно определенно утверждать, что стоимость бизнес-процессов является одной из составляющих, формирующих капитализацию операторской компании.

Использование процессного управления является свидетельством более высокого уровня управленческой зрелости операторской компании и соответственно ее возможностей по эффективному ведению бизнеса.
Недооценка снижает капитализацию. И наоборот – эффективно работающие бизнес-процессы увеличивают стоимость компании за счет влияния на размер получаемой прибыли.
Не всегда менеджмент компаний отводит бизнес-процессам то внимание, которого они заслуживают. И одна из причин заключается в недостатке четкого представления о процессном управлении, соответствии применяемой бизнес-модели рыночным и экономическим условиям, в которых компания ведет бизнес.

По различным оценкам насчитывается более 50 бизнес-моделей. Очевидно, что все они являются примерными и содержат общие подходы. Для ответа на вопрос о соответствии конкретных бизнес-моделей, применяемых в операторских компаниях, современным рыночным и экономическим реалиям, сложившимся под влиянием санкций, необходимо рассмотреть  структурные составляющие бизнес-модели, прежде всего:

- коммерческую,  
- сервисную,
- движенческую (технологическую),
- логистическую,
- информационную (цифровую),
- ремонтную.

Для современного российского рынка предпочтительной может быть модель, которая усиливает сотрудничество оператора и грузовладельца (клиента), расширяет границы их взаимодействия, создает дополнительные возможности для успеха бизнеса каждой из сторон. Основу такой модели составляют сервисная и движенческая (технологическая) составляющие бизнес-модели.

Одновременно модель должна обладать способностью адаптироваться, отвечать на санкционные вызовы. По существу речь идет о соответствии внутренней среды операторской компании внешним условиям. При этом бизнес-модель не может быть застывшей, она должна совершенствоваться с учетом перемен на рынке, в экономике, адаптироваться с учетом активностей перевозчика.

Речь не идет о поспешной смене бизнес-модели, а скорее о ее критическом анализе, который будет полезен акционерам и менеджменту, и позволит получить ответ на главный вопрос – насколько действующая модель соответствует современным рыночным реалиям. Можно, конечно, возразить, что  действующая модель приносит доход, компания работает прибыльно, а значит все хорошо. Это действительно так, однако если поставить вопрос, а какой доход могли бы приносить вагонные активы компании, если изменить действующую модель и бизнес-процессы, то полагаю, что здесь всегда найдутся резервы для совершенствования. Для тестирования эффективности модели можно воспользоваться данными о годовых, полугодовых, квартальных, месячных показателях динамики объемов и прибыльности бизнеса. Если они нестабильны, имеют низкую динамику роста или остановили его – это повод для менеджмента и акционеров провести анализ бизнес-модели и процессов, определить причины этого и внести коррективы в деятельность компании.

Публикуемый материал приглашает менеджмент рассмотреть внутреннее устройство операторских компаний, определить их сильные стороны, выявить и устранить слабости в процессах и усовершенствовать действующие бизнес-модели, включить в бизнес незадействованные резервы.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions