Действительно, снижение доходов компании ОАО «РЖД» в условиях пандемии и, соответственно, возможное уменьшение объема инвестиционной программы может негативно отразиться на ходе реализации программы развития Восточного полигона. В данных условиях, ситуация недостаточного объема финансирования проекта – это один из рисков реализации столь масштабного инфраструктурного проекта, но далеко не единственный фактор.
Неоднократное изменение сроков реализации проекта свидетельствует скорее не о дефиците финансирования, а о системных проблемах в освоении регулярно выделяемых финансовых средств. При этом административные риски способны превалировать над риском недофинансирования модернизации Восточного полигона.
Сложившаяся отечественная практика реализации крупных инфраструктурных проектов свидетельствует о потребности сокращения бюрократического бремени, существенно затрудняющего процесс определения подрядных организаций, проектирования, ввода в эксплуатацию и т. д. Конечно, указанная ситуация сложилась под влиянием объективных причин, продиктованных потребностями в обеспечении безопасности функционирования инфраструктурных объектов, а также необходимостью снижения уровня коррупционных рисков в указанной сфере.
Вместе с тем целесообразно учитывать специфику и исключительность столь масштабных проектов, осуществляемых в Сибири в рамках институциональных ограничений, сформированных для реализации типовых инфраструктурных проектов.
Представляется актуальным совершенствовать принципы отбора подрядчиков крупных инфраструктурных проектов, отдав предпочтение подрядным организациям, уже находящимся под неусыпным контролем государства. В этой связи целесообразным представляется следующий ряд организационных мер по дебюрократизации процессов реализации крупных инфраструктурных проектов Сибири. Во-первых, формировать приоритетные условия для привлечения в качестве подрядных организаций столь специфичных и масштабных проектов крупных компаний с государственным участием. Во-вторых, совершенствовать нормативную базу для заключения государственных контрактов на строительство крупных, комплексных инфраструктурных проектов с указанными подрядными организациями по упрощенным процедурам. И в-третьих, сократить сроки и упростить административные процедуры, требуемые для проведения государственной экспертизы документации, оказания государственных услуг в части развития транспортной инфраструктуры и ввода в постоянную эксплуатацию.
Таким образом, будут созданы предпосылки для сокращения издержек строительных предприятий по преодолению административных барьеров в транспортной сфере, к своевременному освоению средств федерального бюджета с сохранением должного уровня качества и правовой защиты интересов общества. Если не принимать системных мер по снижению уровня административных барьеров, то возникает риск, что перенос финансирования средств ФНБ с 2021 на 2020 год не будет способен в полной мере удовлетворить потребность бизнеса в увеличении пропускной способности Восточного полигона.
Автор: Александр Будьздоровенко, руководитель Сибирского территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.