Он заявил, что в настоящее время обсуждается семь сценариев реализации Rail Baltica на первом этапе, то есть до 2030 года, в том числе несколько сценариев, которые неприемлемы, поскольку предполагают, что основной путь Rail Baltica не будет проходить через Ригу.
«Фактически создается линия Каунас – Таллин, где латвийские пассажиры, по крайней мере, на первом этапе, то есть с 2030 года и до неизвестного времени в будущем, садятся на скоростной поезд Rail Baltica либо в Скулте (...), либо в Саласпилсе. Понятно, что это абсолютно неприемлемое решение для Латвии», – сказал Бришкенс, признав при этом, что такое решение сэкономило бы некоторые средства.
Министр также указал, что над соответствующими сценариями сейчас работает внешний консультант.
«В любом случае Латвия не согласилась ни на один из этих сценариев», – подчеркнул Бришкенс, добавив, что он также попросил оценить такой сценарий, который предусматривает хотя бы частичную интеграцию Риги.
Также министр отметил, что Минсообщения планирует предложить существенные изменения в управлении проектом, чтобы определить ответственных на оперативном уровне и «покончить с коллективной безответственностью».
Он пояснил, что инвестиции, необходимые для реализации проекта, на данный момент во много раз превышают первоначальные оценки, а механизм управления проектом оказался неустойчивым. «Мы оказались в ситуации, когда из-за такого раздробленного управления проект одновременно задерживается, а потребности в инвестициях значительно возросли», – сказал Бришкен.
Уже сообщалось, что проект Rail Baltica предусматривает создание железнодорожной линии европейской колеи от Таллина до границы Литвы и Польши, чтобы можно было соединить страны Балтии с другими странами Европы железнодорожным транспортом. В странах Балтии планируется построить новую железнодорожную линию протяженностью 870 километров европейской колеи (1435 миллиметров) с максимальной скоростью движения поездов 240 километров в час.
Первоначально ожидалось, что расходы Rail Baltica достигнут €5,8 млрд, однако участвующие стороны неоднократно заявляли, что они существенно выросли. Часть расходов покроют средства Евросоюза. Железнодорожную линию Rail Baltica планируется открыть поэтапно в период с 2028 по 2030 год.