+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
30.10.2015 12:25:29
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Как власти и бизнесу договориться о развитии инфраструктуры

1 января 2016 года вступит в силу новый закон о ГЧП, который был принят в июле 2015-го после долгих лет подготовки и активной экспертной работы над текстом. Многие участники инфраструктурного рынка связывают с появлением федерального закона № 224 «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» большие надежды. В чем специфика закона, зачем он нужен в условиях, когда уже много лет действует и активно применяется ранее принятый ФЗ «О концессионных соглашениях», и чем обусловлен оптимизм участников рынка? На вопросы РЖД-Партнера отвечает глава практики ГЧП в России Freshfields Bruckhaus Deringer LLP Федор Теселкин.
 

– Федор Сергеевич, как бы Вы охарактеризовали принципиальную особенность нового закона?

– Закон о ГЧП позволит инвесторам заключать соглашения с государством (как РФ, так и регионами) и муниципалитетами о создании, реконструкции и эксплуатации различных объектов инфраструктуры, в том числе железнодорожной. По своей сути такие соглашения мало отличаются от концессионных. Вместе с тем принципиальной особенностью нового ФЗ является то, что у инвестора (в терминологии закона он определяется как частный партнер) возникает право собственности на объект соглашения, в то время как в рамках концессионных проектов такое право собственности должно всегда сохраняться за государством или муниципалитетом. На первый взгляд, данное различие может показаться формальностью, однако на деле оно открывает целые пласты новых проектов в сфере ГЧП.

– Каким участникам рынка перевозок может быть интересен новый закон?

– Новый закон может быть интересен правообладателям железнодорожной инфраструктуры, которая ведет к промышленным объектам или месторождениям и требует существенной реконструкции. Часто такие правообладатели являются одновременно и владельцами промышленных объектов или лицензий на разработку месторождений и готовы инвестировать средства в связующую инфраструктуру при условии либо софинансирования, либо как минимум определенных договорных гарантий со стороны государства. Концессионная модель не позволяла реализовывать такие проекты эффективно, так как предполагала необходимость отказа инвесторов от права частной собственности на инфраструктуру с неопределенным финалом, ведь победителем конкурса на концессию могло стать иное лицо. Закон о ГЧП позволяет сохранить право собственности за инвестором и при этом получить необходимое финансирование или гарантии со стороны государства.

– Пригодится ли новый закон в тех случаях, когда проект масштабный и включает несколько железнодорожных объектов, расположенных в различных субъектах РФ и принадлежащих разным владельцам?

– Как правило, в таких ситуациях предполагается новое строительство и реконструкция имеющейся инфраструктуры. В данном случае новый закон о ГЧП также может быть полезен за счет создания владельцами инфраструктуры совместного предприятия, которому передаются имеющиеся объекты и права, и последующего заключения таким предприятием единообразных соглашений о ГЧП с соответствующими субъектами РФ. Кроме того, закон о ГЧП может быть интересен управляющим компаниям крупных транспортных объектов, например морских портов, где для создания железнодорожной инфраструктуры требуется договорная поддержка государства, однако для обеспечения управляемости и целостности имущественного комплекса важно сохранить право собственности за управляющей компанией и, соответственно, использование концессионного механизма не является оптимальным.

– Как Вы оцениваете изменения в новом законе, связанные с финансированием инфраструктурных проектов?

– Вне зависимости от сферы применения закона о ГЧП сохранение за инвестором частной собственности на объект позволяет структурировать лучший обеспечительный пакет для финансирующих банков и, соответственно, расширить возможности по привлечению заемного финансирования, в том числе потенциально снизить его риски и стоимость.

– Облегчит ли новый закон порядок оформления документов для сделок в сфере ГЧП?

– Следует отметить, что закон о ГЧП в целом придерживается принципа разумно-диспозитивного регулирования в отношении условий конкурсной документации и соглашения о ГЧП. С одной стороны, он довольно подробно перечисляет возможные условия указанных документов, с другой – определяет конкретные условия и их параметры. Закон в основном оставляет на усмотрение участников проекта ход подготовки документации и ведение переговоров.

При этом важно, что отбор проектов осуществляется через механизм рассмотрения (фактически – экспертизы) со стороны уполномоченного органа власти. Ведь использование закона о ГЧП предполагает, что требования законодательства о контрактной системе к проектам ГЧП не применяются. Во избежание злоупотреблений законом как средством недобросовестного ухода от требований 44-ФЗ законодатель устанавливает, что без положительного заключения уполномоченного органа (решения которого будут приниматься в соответствии с методикой оценки проектов ГЧП и определения их эффективности, что соответствует мировой практике) реализация проекта в рамках ГЧП будет невозможна.

– Какие ограничения в сфере ГЧП устанавливает новый закон?

– К сожалению, в таком важном и в целом, безусловно, положительном акте, как закон о ГЧП, не обошлось без ограничений, которые нам представляются не вполне обоснованными. В частности, ФЗ устанавливает запрет на участие хозяйственных обществ, находящихся под контролем государства или муниципалитетов, в качестве частного партнера. Это, например, ограничивает возможность ОАО «РЖД» и его дочерних обществ выступать в проектах ГЧП в качестве частного партнера, что с учетом ведущей роли национального владельца инфраструктуры в данной сфере, на наш взгляд, не является оптимальным. При этом следует отметить, что миноритарное участие указанных лиц в качестве частного партнера, как мы понимаем, не ограничивается законом о ГЧП. Вместе с тем в концессионном законодательстве данные ограничения отсутствуют в принципе, и именно такой подход представляется более верным.

– Поможет ли новый закон привлечь дополнительные инвестиции в развитие инфраструктуры?
– Несмотря на указанные ограничения, мы уверены, что использование механизмов ГЧП, предусмотренных законом, позволит привлечь дополнительные инвестиции в строительство и реконструкцию объектов железнодорожного транспорта. При условии качественного финансового и правового структурирования соответствующих проектов механизм ГЧП позволяет обеспечить экономию бюджетных средств, высокую эффективность инвестиций, снижение административной нагрузки на государство, а главное – динамичное развитие инфраструктуры, отвечающей всем современным требованиям.

Беседовала Марина Ермоленко
 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions