• Ставка на полувагон
    1800
    12,5 %
    руб./сут.
    Ноябрь 2022
  • Индекс качества III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов
  • Финансы USD ЦБ РФ 69.02 -0.59 EUR ЦБ РФ 74.14 -0.41
    BTC 17619.7 usd BTC 1211001.98 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
22.03.2021 09:56:09
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

В АТР присутствует дополнительная потребность в поставках угля, которую российские компании могли бы обеспечить

Ради увеличения экспорта угля на восток правительство РФ готово изменить правила доступа грузоотправителей к железным дорогам. А согласно поручению президента, к 2024 году в восточном направлении необходимо обеспечить как минимум плюс 30% перевозок угля по сравнению с 2020-м. О будущем Восточного полигона мы поговорили с заместителем директора Центра экономических исследований инфраструктурных отраслей Института экономики естественных монополий РАНХиГС, кандидатом экономических наук Дмитрием Агафоновым.
В АТР присутствует дополнительная потребность в поставках угля, которую российские компании могли бы обеспечить
– 2 марта президент провел совещание по вопросам развития угольной отрасли, на котором поручил подготовить проект поквартального графика этапов строительства Восточного полигона, а также представить дополнительные предложения по расширению восточного участка БАМа, что позволит увеличить объемы поставок угля из Якутии и также угольным компаниям. До 1 июля компании должны заключить соглашения по взаимной ответственности при перевозках угля. Дмитрий, как Вы оцениваете такое решение?

– Любое совещание на президентском уровне представляет собой четкое распределение приоритетов и постановку первоочередных задач. В данном случае для представителей угольной промышленности и угольных регионов поставленные задачи в виде диверсификации региональной экономики, создания новых рабочих мест в сфере услуг за счет доходов от экспорта угля должны стать определяющими на ближайшие годы.

Если говорить о компромиссе между угольными компаниями и РЖД, то президентом России отмечена необходимость закрепить взаимную ответственность друг перед другом по вывозу продукции угольной промышленности с четким определением объемов, пунктов загрузки и назначения. И, по нашему мнению, это прямое указание для сторон – сесть за стол переговоров и в кратчайшие сроки закрепить взаимные обязательства по объему грузовой базы, которая подлежит транспортировке на транспортно-логистической инфраструктуре железнодорожного транспорта в срок до 2024 года.

– Может ли развитие угольной отрасли Якутии в целом повлиять на инфраструктуру Восточного полигона?

– Стратегическими документами развития на угольных месторождениях региона к 2030 году ежегодно предполагается добывать порядка 40 млн т, что в два раза превышает фактические показатели на сегодняшний момент. С учетом того, что за последние 15 лет добыча угля на территории региона выросла на 30%, перспективы дальнейшего роста добычи являются вполне ожидаемыми.

Развитие промышленного комплекса Южно-Якутского угольного бассейна – это, безусловно, экспортные проекты с привязкой к Транссибу. Ориентировочная суммарная мощность только Алдано-Чульманского района бассейна по угледобыче составляет не менее 30 млн т угля в год (при емкости угольного рынка азиатских стран в 800–900 млн т).

Строительство угольных предприятий в Южно-Якутском бассейне и его эксплуатация сдерживается существующими транспортными инфраструктурными ограничениями. Группой «Мечел» уже реализован на территории Республики Якутия проект строительства железнодорожной ветки по направлению Улак — Эльга длиной 321 км, который соединяет БАМ с Эльгинском месторождением. В настоящее время пропускная способность сети оценивается 4 млн тонн, при проектном значении в 25 млн тонн.

Отсюда утверждение, что рост экспортных поставок угля в страны АТР зависит от расширения транспортной мощности железнодорожной сети в направлении Южно-Якутского угольного бассейна является вполне справедливым.

– Насколько, на Ваш взгляд, практически можно реализовать проект поквартального графика этапов строительства Восточного полигона с показателями пропускной и провозной способности, предельной средней массы грузового поезда во всех деталях? Как это решение может ускорить модернизацию Восточного полигона?

– Планы ускорить модернизацию объектов железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона звучали и ранее. В 2018 году, когда на президентском уровне прозвучал призыв расширить присутствие России на мировом угольном рынке, тогдашний премьер-министр Дмитрий Медведев обратил внимание на необходимость формирования плана по ускоренной модернизации Восточного полигона.

В начале 2020 года РЖД уже был разработан план ускоренной модернизации Восточного полигона, где основные усилия были сконцентрированы на строительстве дополнительных путей и развитии станций на таких участках, как Мариинск – Тайшет, Междуреченск – Тайшет, Хабаровск – Находка.

В марте этого года ускорить модернизацию призвал президент России с конкретной привязкой по срокам выполнения до 2024 года, в результате Минтрансом России оперативно был разработан проект поквартального графика этапов строительства. Для всестороннего контроля и мониторинга за реализацией проекта, особенно в части функционирования строительного комплекса, был подключен Минстрой России.

Вопросы эффективного администрирования всегда актуальны, особенно когда они касаются реализации масштабных проектов. Вместе с тем в данном случае четко определены полномочия, сроки и зоны ответственности профильных ведомств. В случае отсутствия незапланированных и нештатных чрезвычайных ситуаций, например, как в 2020 году, способных оказать негативное влияние на состояние национальной экономики, к 2024-му все заинтересованные стороны должны обеспечить результат в виде роста объемов перевозки грузовой базы в направлении стран АТР по Восточному полигону.

– РЖД в этом году обещают закончить строительную часть первого этапа развития Восточного полигона. Насколько реальны эти планы в настоящее время?

– Данное утверждение является вполне обоснованным. По итогам 2020 года в направлении Восточного полигона было перевезено около 144 млн т, в том числе экспортные поставки оцениваются на уровне 100,9 млн т, что соответствует параметрам провозной способности, предусмотренным комплексным планом магистральной инфраструктуры на соответствующий период.

Транспортная монополия с 2021 года активно приступает к реализации второго этапа модернизации Восточного полигона. Таким образом, по нашему мнению, необходимости дополнительного финансирования не существует. В рамках первого этапа РЖД столкнулись с систематическими проблемами в работе строительного комплекса. В результате срок реализации первого этапа модернизации Восточного полигона был передвинут с 2017 на 2021 год. С учетом накопленного опыта в рамках первого этапа в дальнейшем РЖД планируется осуществлять более детальный и жесткий контроль мероприятий данных проектов, особенно при заключении договоров на весь цикл технического проектирования и строительства.

– Председатель правительства Михаил Мишустин на днях поручил кабинету министров совместно с РЖД подготовить детальный план мероприятий по увеличению пропускной способности железных дорог на Дальнем Востоке с учетом предложений главы «Роснефти» Игоря Сечина. Председатель правительства распорядился проработать при этом источники финансирования. От чего будет зависеть реализация этого поручения?

– И. Сечин является ответственным секретарем президентской комиссии по ТЭКу и обращает свое внимание на необходимость модернизации Восточного полигона и портовой инфраструктуры Дальнего Востока. Оказать прямое влияние на ход поручения может состояние европейского угольного рынка, который, на наш взгляд, является неперспективным направлением.

В настоящее время продукция угольной промышленности не рассматривается в энергетическом балансе европейских стран как один из основных видов используемого топлива. Дальнейшее вытеснение угля из энергетики Европы является неизбежной тенденцией и, соответственно, можно смело прогнозировать падение спроса.

Вместе с тем по итогам прошлого года в южном направлении было поставлено по железной дороге на 12,3% угля больше, чем в 2019-м. Не в последнюю очередь причиной вывоза угля через порты черноморского побережья является ограничение пропускной способности БАМа. Здесь можно видеть взаимосвязь интересов представителей нефтяного и угольного бизнеса при пользовании транспортно-логистической инфраструктуры черноморского побережья. В данной ситуации с учетом перспектив азиатского рынка является целесообразным перераспределение грузопотоков угольного и нефтяного сектора, на что и обращают свое внимание представители экспертного и научного сообщества.

– К 2024 году в восточном направлении необходимо обеспечить как минимум плюс 30% перевозок угля по сравнению с 2020-м – 68 млн т. Насколько эти показатели достижимы в нынешних условиях?

– Последние 10 лет Россия активно наращивает поставки угля на энергетические рынки АТР. По данным Минэнерго России, в 2011 году объем поставки угля по данному направлению оценивался на уровне 37 млн т. На сегодняшний день на этом направлении поставляется около 120–125 млн т российского угля. В результате доля РФ на угольном рынке АТР в условиях реализации только первого этапа строительства и модернизации Восточного полигона уже выросла в два раза (с 4,5% до 10%).

Дальнейший рост поставок угля в страны АТР зависит от геополитических интересов нашей страны и экономической конъюнктуры, формируемой на энергетических рынках. На экспертном уровне признается, что в АТР присутствует дополнительная потребность в поставках угля, которую могли бы покрыть как раз российские компании. По прогнозам Минэкономразвития и Минэнерго, к 2035 году общая международная торговля углем вырастет примерно на 5–15%, то есть с текущих 1,45 млрд до 1,52–1,64 млрд т.

До 2035 года потенциальный рост спроса на уголь в регионе АТР на уровне 200 млн т должен обеспечить растущие потребности Индии, Вьетнама, Пакистана, Бангладеш и, безусловно, Китай со своей программой развития угольной генерации. Таким образом, в условиях эффективно выстроенной ценовой политики со стороны российского бизнеса плановые показатели увеличения поставок угля к 2024 году в 30% являются вполне реальными.

Беседовала Наталья Гусаченко
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Ремонт, эксплуатация и техническое обслуживание вагонов
    За последние годы российский рынок вагоноремонта существенно изменился, став преимущественно частным бизнесом. Каковы были основные события в этой сфере в текущем году, что будет с производством и локализацией кассетных подшипников и ждать ли роста выпуска парка инновационных вагонов, а также как цифровые технологии могут помочь участникам рынка бороться с контрафактом и сэкономить время, обсуждали на деловом семинаре «Ремонт, эксплуатация и техническое обслуживание вагонов», организованном журналом «РЖД-Партнер». По итогам мероприятия подготовлен специальный проект, с которым вы можете ознакомиться по ссылке.
  • Перевозки зерна и удобрений
    Погрузка и зерновых, и удобрений на сети РЖД в этом году снижается. Рекордный урожай зерновых заставил предприятия всерьез задуматься о дефиците мощностей для их хранения, число компаний-экспортеров сократилось, состав крупнейших покупателей изменился, а перевозчики испытывают большие логистические трудности. С перевозками удобрений тоже все непросто: из-за геополитической ситуации российский экспорт в западном направлении снижается, а попытки переориентироваться на восток сопряжены с увеличением расходов. 25 октября 2022 года на сайте журнала РЖД-Партнер опубликован специальный проект, посвященный перевозкам зерна и удобрений.
  • Перевозки скоропортящихся грузов
    Несколько лет назад на сети РЖД изменились правила перевозок скоропорта. Тем не менее, по данным экспертов, каждый второй скоропортящийся груз по-прежнему везется с нарушениями температурного режима. То, как исправить эту ситуацию и нужен ли для этого новый закон «О непрерывной холодильной цепи», а также в каком состоянии сегодня находится парк для перевозок скоропорта и холодильные мощности в портах, обсуждали участники семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного редакцией журнала «РЖД-Партнер». Подробности - в нашем специальном проекте.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2023 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions