+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
11.07.2019 15:54:00
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Тарифы: проблема не в размере, а в неопределенности

Приказом ФАС России № 1482/18 от 30.10.2018 г. базовая индексация на железнодорожных тарифов на 2019 год установлена в размере +3,6%. Впрочем, как оказалось, это лишь малая часть того, насколько выросли фактические расходы клиентов ОАО «РЖД». О том, как фактически складывается ситуация на рынке и как его участники реагируют на тарифные игры, рассказал директор объединения «Транком» Андрей Тайгин.
Тарифы: проблема не в размере, а в неопределенности
 Принято считать, что после известного решения Федеральной антимонопольной службы тарифная политика на железнодорожном транспорте претерпела существенные изменения, насколько, по Вашему мнению, они затронули рынок?

– По сути, ничего не изменилось, за счет надбавок рост тарифа составляет порядка 6%, то есть если официально рост тарифа на уровне 3,6%, монополия все равно добирает за счет дополнительных платежей. Не думаю, что ситуация как-то изменится и в ближайшем будущем. Меньше инфляции – больше инфраструктурная надбавка, корректировка оплаты порожнего пробега, экспортные надбавки и т. д. Хотя если инфляция будет больше, то сомневаюсь, чтобы ОАО «РЖД» в чем-то себя ущемило и снизило размер дополнительных сборов. Поэтому и декларируют рост тарифов ниже уровня инфляции, что никак не отражает практического положения дел.

 Насколько этот скрытый рост влияет на экономику участников рынка?

– Все зависит от, скажем так, силы или слабости позиции конкретной компании, причем именно в конкретном случае. Безусловно, в большинстве случаев издержки просто перекладываются на конечных потребителей, то есть грузовладельцев. Между собой они также делят возросшую стоимость транспортировки соответственно тому, кто больше заинтересован в исполнении контракта. Чаще всего это грузополучатель, но случается, что и грузоотправитель, впрочем, данные расходы так или иначе включаются в стоимость продукции. Многие крупные компании и предприятия добиваются скидок на предоставление вагонов от операторов, тем самым как бы компенсируя рост железнодорожного тарифа, но платят в итоге все в большей или меньшей степени. Понятно, что дополнительные 2–3% – это удорожание конечной продукции в любом случае.

 Сама идея введения долговременных тарифов презентовалась как способ повышения стабильности экономики перевозок и предсказуемости развития на 5 и более лет. Сейчас эта идея, по сути, выхолощена. И все равно реальный размер будущего тарифа рынок узнает лишь в конце года. Насколько, по Вашему мнению, эта непредсказуемость влияет на маркетинговую политику участников рынка?

– Волатильность рынка в первую очередь определяется динамикой соотношения спроса и предложения. Кроме того, существует целый ряд технических, правовых, организационных и даже природных факторов, которые гораздо сильнее влияют на стоимость перевозки груза в ж/д вагоне, чем ежегодное изменение железнодорожного тарифа. Большинство наших контрагентов изначально закладывают в свои расчеты определенный рост (который, конечно, выше официального). Куда больше проблем создает, например, ситуация с текущим отцепочным ремонтом вагонов (который увеличился в разы), простоем в ожидании ремонта, простоем вагонов на конечно-начальных операциях в ожидании подачи вагонов на подъездные пути грузовладельца, а также простоем вагонов в пути следования, и что в итоге эти затраты существеннее влияют на конечную стоимость перевозки, а не изменение тарифа в начале года. Расходы на эти виды услуг ОАО «РЖД», операторов, вагоноремонтных компаний мы прогнозировать не можем. Равно как и негативные последствия, связанные с отцепкой вагонов.

 Значит ли это, что нынешнее положение в сфере тарифного регулирования Вас устраивает?

– Скажем так, это не главная наша проблема. Но, безусловно, хотелось бы большей определенности. Если регуляторам не удалось обеспечить рост тарифов в запланированных размерах – давайте это честно признаем. Разберемся, почему так произошло. Примем какую-то другую модель. Зачем играть в эти странные игры: давайте дополнительно собирать на инфраструктуру, потом на компенсацию налоговых выплат, потом еще на что-то очень нужное. Размывается само понятие тарифа как платы, которая обеспечивает перевозчику возможность осуществлять деятельность и обеспечивать развитие. Я далек от мысли, что именно из-за этого возникает эта неразбериха на сети, от которой мы все страдаем, но в том числе и от этого. Потому что уже на этом этапе люди начинают путаться, кто за что платит и что должен получить взамен.

Беседовал Дмитрий Ханцевич
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions