+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
06.03.2018 11:19:00
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Существует разрыв между пониманием целесообразности использования технологии блокчейн и ее практическим применением

Многие транспортные компании России с энтузиазмом восприняли идею освоения технологии блокчейн. Однако на текущем этапе далеко не все предприятия имеют представление о том, как внедрить систему распределенного реестра так, чтобы она начала приносить положительный экономический эффект. Что необходимо логистическим компаниям для успешного внедрения системы распределенного реестра в операционные процессы? Рассказывает директор Центра технологических информационных систем АО «ВНИИЖТ» Олег Харин.
Существует разрыв между пониманием целесообразности использования технологии блокчейн и ее практическим применением
– Олег Владимирович, занимается ли ВНИИЖТ разработкой технологии распределенного реестра? Если да, то каковы ее характеристики?

– Технология блокчейн – устоявшийся мировой тренд в области экономики, финансов и информационных технологий. Децентрализованность и отсутствие посредников позволяют повысить эффективность и прозрачность взаимодействия компаний, применяющих данную технологию.
Мы прогнозируем масштабное внедрение системы распределенного реестра в ближайшем будущем и уже активно занимаемся разработкой профильных пилотных проектов в интересах нашего основного заказчика ОАО «РЖД». Свою роль мы видим в создании отраслевого платформенного решения на базе технологии блокчейн и ее адаптации в различных технологических процессах холдинга. На наш взгляд, оценивая возможные пути применения технологии распределенного реестра на железнодорожном транспорте, наиболее оптимальным будет частная сеть – железнодорожный блокчейн. Платформа позволит более эффективно синхронизировать работу участников консорциума, образуемого ОАО «РЖД» и крупными отраслевыми компаниями.
Платформенное решение блокчейн мы также дополняем такими технологиями, как большие данные, промышленный интернет вещей для сбора крупного объема диагностической информации и машинное обучение для интеллектуального анализа данных и построения прогнозных моделей.

– Применяется ли технология распределенного реестра в бизнес-процессах российских операторов железнодорожного транспорта? Насколько она распространена?

– Насколько мне известно, ОАО «РЖД» начало использовать блокчейн в грузоперевозках. Однако это только первые шаги и компаниям железнодорожного транспорта предстоит предпринять усилия для более глубокого внедрения технологии, чтобы использовать ее возможности в полной мере. Сегодня существует разрыв между пониманием целесообразности использования технологии блокчейн и ее практическим применением, дающим существенный экономический эффект. Над преодолением этого разрыва нам предстоит работать в ближайшие годы.
На наш взгляд, область сценариев эффективного применения блокчейна лежит в организации эффективного взаимодействия участников рынка железнодорожного транспорта. Это ОАО «РЖД», производители железнодорожной продукции, владельцы подвижного состава, сервисные и ремонтные компании, грузоотправители, а в перспективе и пассажиры.
Применение блокчейна будет наиболее эффективным в работе распределенного реестра цифровых паспортов железнодорожной продукции, системы управления эксплуатацией и обслуживанием подвижного состава и системы взаимодействия с грузоотправителями и пассажирами.
В случае введения в действие железнодорожной криптовалюты единая сеть блокчейн позволит обеспечить эффективный механизм расчетов между независимыми участниками рынка, а также между функциональными филиалами РЖД, предоставляющими подвижной состав, инфраструктуру, услуги по организации перевозок.

– С какими сложностями могут столкнуться транспортные компании при внедрении данной технологии?

– К основным сдерживающим факторам при внедрении технологии блокчейн в транспортной отрасли я бы отнес отсутствие нормативной базы, регламентирующей деятельность участников рынка в новых условиях, необходимость объединения усилий участников рынка, недостаточное понимание отраслью ценности технологии и низкая технологическая готовность. Отмечается и недостаточное понимание экономического эффекта для существующих бизнес-процессов от внедрения новой технологии. Сложности связаны с безопасностью и конфиденциальностью данных при использовании публичных сетей блокчейна и с зависимостью от оператора сети блокчейна в случае применения частной сети блокчейна.

– Каковы преимущества использования технологии распределенного реестра данных в железнодорожной логистике?

– Основными преимуществами применения технологии блокчейн в железнодорожной логистике являются такие факторы, как минимизация влияния человеческого фактора за счет использования смарт-контрактов; возможность создания умных транспортных контейнеров, которые сами определяют путь следования от отправителя к получателю; упрощение оформления и обработки перевозочных документов; простота отслеживания отправленных грузов; прозрачность цепочки поставок и возможность определения контрафактной продукции; возможность создания надежной масштабируемой инфраструктуры для обработки больших объемов данных, получаемых от датчиков в соответствии с концепцией интернета вещей.

Беседовал Шант Даниелян
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions