– Олег Владимирович, занимается ли ВНИИЖТ разработкой технологии распределенного реестра? Если да, то каковы ее характеристики?
– Технология блокчейн – устоявшийся мировой тренд в области экономики, финансов и информационных технологий. Децентрализованность и отсутствие посредников позволяют повысить эффективность и прозрачность взаимодействия компаний, применяющих данную технологию.
Мы прогнозируем масштабное внедрение системы распределенного реестра в ближайшем будущем и уже активно занимаемся разработкой профильных пилотных проектов в интересах нашего основного заказчика ОАО «РЖД». Свою роль мы видим в создании отраслевого платформенного решения на базе технологии блокчейн и ее адаптации в различных технологических процессах холдинга. На наш взгляд, оценивая возможные пути применения технологии распределенного реестра на железнодорожном транспорте, наиболее оптимальным будет частная сеть – железнодорожный блокчейн. Платформа позволит более эффективно синхронизировать работу участников консорциума, образуемого ОАО «РЖД» и крупными отраслевыми компаниями.
Платформенное решение блокчейн мы также дополняем такими технологиями, как большие данные, промышленный интернет вещей для сбора крупного объема диагностической информации и машинное обучение для интеллектуального анализа данных и построения прогнозных моделей.
– Применяется ли технология распределенного реестра в бизнес-процессах российских операторов железнодорожного транспорта? Насколько она распространена?
– Насколько мне известно, ОАО «РЖД» начало использовать блокчейн в грузоперевозках. Однако это только первые шаги и компаниям железнодорожного транспорта предстоит предпринять усилия для более глубокого внедрения технологии, чтобы использовать ее возможности в полной мере. Сегодня существует разрыв между пониманием целесообразности использования технологии блокчейн и ее практическим применением, дающим существенный экономический эффект. Над преодолением этого разрыва нам предстоит работать в ближайшие годы.
На наш взгляд, область сценариев эффективного применения блокчейна лежит в организации эффективного взаимодействия участников рынка железнодорожного транспорта. Это ОАО «РЖД», производители железнодорожной продукции, владельцы подвижного состава, сервисные и ремонтные компании, грузоотправители, а в перспективе и пассажиры.
Применение блокчейна будет наиболее эффективным в работе распределенного реестра цифровых паспортов железнодорожной продукции, системы управления эксплуатацией и обслуживанием подвижного состава и системы взаимодействия с грузоотправителями и пассажирами.
В случае введения в действие железнодорожной криптовалюты единая сеть блокчейн позволит обеспечить эффективный механизм расчетов между независимыми участниками рынка, а также между функциональными филиалами РЖД, предоставляющими подвижной состав, инфраструктуру, услуги по организации перевозок.
– С какими сложностями могут столкнуться транспортные компании при внедрении данной технологии?
– К основным сдерживающим факторам при внедрении технологии блокчейн в транспортной отрасли я бы отнес отсутствие нормативной базы, регламентирующей деятельность участников рынка в новых условиях, необходимость объединения усилий участников рынка, недостаточное понимание отраслью ценности технологии и низкая технологическая готовность. Отмечается и недостаточное понимание экономического эффекта для существующих бизнес-процессов от внедрения новой технологии. Сложности связаны с безопасностью и конфиденциальностью данных при использовании публичных сетей блокчейна и с зависимостью от оператора сети блокчейна в случае применения частной сети блокчейна.
– Каковы преимущества использования технологии распределенного реестра данных в железнодорожной логистике?
– Основными преимуществами применения технологии блокчейн в железнодорожной логистике являются такие факторы, как минимизация влияния человеческого фактора за счет использования смарт-контрактов; возможность создания умных транспортных контейнеров, которые сами определяют путь следования от отправителя к получателю; упрощение оформления и обработки перевозочных документов; простота отслеживания отправленных грузов; прозрачность цепочки поставок и возможность определения контрафактной продукции; возможность создания надежной масштабируемой инфраструктуры для обработки больших объемов данных, получаемых от датчиков в соответствии с концепцией интернета вещей.
Беседовал Шант Даниелян
Автор: Олег Харин, директор Центра технологических информационных систем АО «ВНИИЖТ»
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.