+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
06.03.2018 11:19:00
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Существует разрыв между пониманием целесообразности использования технологии блокчейн и ее практическим применением

Многие транспортные компании России с энтузиазмом восприняли идею освоения технологии блокчейн. Однако на текущем этапе далеко не все предприятия имеют представление о том, как внедрить систему распределенного реестра так, чтобы она начала приносить положительный экономический эффект. Что необходимо логистическим компаниям для успешного внедрения системы распределенного реестра в операционные процессы? Рассказывает директор Центра технологических информационных систем АО «ВНИИЖТ» Олег Харин.
Существует разрыв между пониманием целесообразности использования технологии блокчейн и ее практическим применением
– Олег Владимирович, занимается ли ВНИИЖТ разработкой технологии распределенного реестра? Если да, то каковы ее характеристики?

– Технология блокчейн – устоявшийся мировой тренд в области экономики, финансов и информационных технологий. Децентрализованность и отсутствие посредников позволяют повысить эффективность и прозрачность взаимодействия компаний, применяющих данную технологию.
Мы прогнозируем масштабное внедрение системы распределенного реестра в ближайшем будущем и уже активно занимаемся разработкой профильных пилотных проектов в интересах нашего основного заказчика ОАО «РЖД». Свою роль мы видим в создании отраслевого платформенного решения на базе технологии блокчейн и ее адаптации в различных технологических процессах холдинга. На наш взгляд, оценивая возможные пути применения технологии распределенного реестра на железнодорожном транспорте, наиболее оптимальным будет частная сеть – железнодорожный блокчейн. Платформа позволит более эффективно синхронизировать работу участников консорциума, образуемого ОАО «РЖД» и крупными отраслевыми компаниями.
Платформенное решение блокчейн мы также дополняем такими технологиями, как большие данные, промышленный интернет вещей для сбора крупного объема диагностической информации и машинное обучение для интеллектуального анализа данных и построения прогнозных моделей.

– Применяется ли технология распределенного реестра в бизнес-процессах российских операторов железнодорожного транспорта? Насколько она распространена?

– Насколько мне известно, ОАО «РЖД» начало использовать блокчейн в грузоперевозках. Однако это только первые шаги и компаниям железнодорожного транспорта предстоит предпринять усилия для более глубокого внедрения технологии, чтобы использовать ее возможности в полной мере. Сегодня существует разрыв между пониманием целесообразности использования технологии блокчейн и ее практическим применением, дающим существенный экономический эффект. Над преодолением этого разрыва нам предстоит работать в ближайшие годы.
На наш взгляд, область сценариев эффективного применения блокчейна лежит в организации эффективного взаимодействия участников рынка железнодорожного транспорта. Это ОАО «РЖД», производители железнодорожной продукции, владельцы подвижного состава, сервисные и ремонтные компании, грузоотправители, а в перспективе и пассажиры.
Применение блокчейна будет наиболее эффективным в работе распределенного реестра цифровых паспортов железнодорожной продукции, системы управления эксплуатацией и обслуживанием подвижного состава и системы взаимодействия с грузоотправителями и пассажирами.
В случае введения в действие железнодорожной криптовалюты единая сеть блокчейн позволит обеспечить эффективный механизм расчетов между независимыми участниками рынка, а также между функциональными филиалами РЖД, предоставляющими подвижной состав, инфраструктуру, услуги по организации перевозок.

– С какими сложностями могут столкнуться транспортные компании при внедрении данной технологии?

– К основным сдерживающим факторам при внедрении технологии блокчейн в транспортной отрасли я бы отнес отсутствие нормативной базы, регламентирующей деятельность участников рынка в новых условиях, необходимость объединения усилий участников рынка, недостаточное понимание отраслью ценности технологии и низкая технологическая готовность. Отмечается и недостаточное понимание экономического эффекта для существующих бизнес-процессов от внедрения новой технологии. Сложности связаны с безопасностью и конфиденциальностью данных при использовании публичных сетей блокчейна и с зависимостью от оператора сети блокчейна в случае применения частной сети блокчейна.

– Каковы преимущества использования технологии распределенного реестра данных в железнодорожной логистике?

– Основными преимуществами применения технологии блокчейн в железнодорожной логистике являются такие факторы, как минимизация влияния человеческого фактора за счет использования смарт-контрактов; возможность создания умных транспортных контейнеров, которые сами определяют путь следования от отправителя к получателю; упрощение оформления и обработки перевозочных документов; простота отслеживания отправленных грузов; прозрачность цепочки поставок и возможность определения контрафактной продукции; возможность создания надежной масштабируемой инфраструктуры для обработки больших объемов данных, получаемых от датчиков в соответствии с концепцией интернета вещей.

Беседовал Шант Даниелян
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions