• Ставка на полувагон
    2300
    10 %
    руб./сут.
    Февраль 2023
  • Индекс качества III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов
  • Финансы USD ЦБ РФ 77.09 0 EUR ЦБ РФ 83.76 0
    BTC 28403.67 usd BTC 2204124.79 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
13.03.2023 18:00:44
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Рост тарифа грозит тенденцией к укрупнению уже имеющихся долей участников рынка и предпосылками к его монополизации

Сегодня на рынке предлагается рассмотреть финансирование стройки на Восточном полигоне за счет инвесттарифа: рассматривается вариант, при котором, если срок нельзя перенести, строительство объектов будет финансироваться за счет повышенного тарифа для грузоотправителей в направлении порта Ванино. Размер инвестиционного тарифа пока неизвестен. Вопросы о последствиях такого решения и его актуальности РЖД-Партнер задал ректору Дальневосточного государственного университета путей сообщения, действительному члену Российской академии транспорта Владимиру Буровцеву.
Рост тарифа грозит тенденцией к укрупнению уже имеющихся долей участников рынка и предпосылками к его монополизации
– Владимир Викторович, как Вы относитесь к идее финансирования строительства объектов на Восточном полигоне за счет инвесттарифа?

– Признавая «Восточный вектор развития» в качестве экономического, социального и внешнеполитического приоритета, а именно это следует из документов стратегического планирования, мы, конечно, должны предусматривать гибкую, а часто и индивидуальную модель ресурсного обеспечения его транспортной составляющей. Отечественная экономика, включая транспортный комплекс, функционирует в условиях беспрецедентных внешних политических, экономических и военных угроз безопасности.

В этой связи современную модель экономического устройства России возможно охарактеризовать как многоукладную: успешно сочетающую как рыночные механизмы саморегуляции, так и административно-плановые подходы государственного регулирования. Транспортный комплекс, а точнее, его Восточный полигон на сегодняшний день является ключевым в решении задач обеспечения государственной безопасности. С этой точки зрения сама идея финансирования строительства объектов на Восточном полигоне за счет инвесттарифа представляется вполне целесообразной.

– Какими последствиями это решение грозит рынку при принятии? Окажет ли оно влияние на провозную способность Восточного полигона?

– Вмешательство государства в механизмы саморегуляции рынка, тем более связанное с тарифным регулированием, конечно, будет иметь последствия для участников рынка транспортных услуг, иначе его реализация попросту нецелесообразна. Диалектика развития транспортного комплекса России свидетельствует о дуализме возникающих эффектов.

Рост транспортного тарифа в определенной степени способен ограничить возможности грузоотправителей, но вместе с тем последующий рост провозной и пропускной способностей инфраструктуры откроет возможности для повышения объемов грузооборота, расширения долей участников рынка. С этой точки зрения решение об использовании индивидуальной финансовой модели представляется взвешенным и, думаю, согласованным с «доминирующими игроками»…

– Насколько, по Вашему мнению, грузоотправители сегодня готовы на дополнительные платежи?

– С одной стороны, ответ на этот вопрос лежит в плоскости адекватной оценки конъюнктуры рынков, прежде всего их мировых трендов и ключевых факторов. Конечно, развитие инфраструктуры за счет адресной нагрузки на грузоотправителей будет иметь отложенный экономический эффект, ведь прежде чем объемы грузов вновь начнут ощутимо расти, необходимо пройти определенные этапы инвестиционно-строительного цикла. В этой связи принятые решения представляют интерес прежде всего для крупных участников рынка, готовых играть вдолгую.

Конечно, это будет иметь такие последствия, как тенденция к укрупнению уже имеющихся долей участников рынка и предпосылки к его монополизации. С другой стороны, возвращаясь к концепции многоукладной модели экономического развития современной России, нельзя забывать о стратегическом значении железнодорожного транспорта. Это обстоятельство как никогда важно на современном этапе цивилизационного развития. Состояние транспортной инфраструктуры, достаточной связанности всех субъектов Российской Федерации – это условие экономической и технологической суверенности страны!

Грузоотправители и грузополучатели, пассажирские компании, в целом пользователи услуг железнодорожного транспорта не могут не учитывать приоритеты государственной политики. Сегодня эти тренды становятся залогом успешной маркетинговой стратегии любого здравомыслящего хозяйствующего субъекта.

– Насколько актуально сегодня расширение мощностей БАМа для дополнительного вывоза угля?

– Вопрос сформулирован верно, но как-то узко поставлен. За развитием любой инфраструктуры Восточного полигона стоит не только и не столько вывоз угля, это еще и большая политика. Действительно, Российская Федерация – это крупнейшее государственное, экономическое, социальное образование, которое постоянно должно отвечать на актуальный вызов – диспропорцию собственного развития. Анализ протяженности сети железных дорог России свидетельствует о дисбалансе. Инфраструктурные ограничения – сегодня это основной сдерживающий фактор таких обширных и богатейших регионов России, как Сибирь и Дальний Восток.

Поэтому рассматривать столь капиталоемкое производство, как строительство железных дорог, только с точки зрения меняющейся конъюнктуры рынка угля представляется мне необоснованным. Объем средств, выделяемых на выполнение инвестиционной программы РЖД, тем более в условиях фактически мобилизационной экономики, демонстрирует глубокий стратегический подход, подчеркивает серьезность продекларированной ставки на Восток, на дальнейшую глубокую интеграцию в Азиатско-Тихоокеанский регион.

– Какие альтернативные механизмы могут ускорить ввод объектов Восточного полигона в текущих условиях?

– Мы начали с Вами беседу с рассмотрения положения о многоукладности современной модели экономического развития России. Такая модель, на мой взгляд, является наиболее целесообразной в настоящее время, так как открывает новый широкий инструментарий для конструктивного сочетания интересов государства и частной инициативы. И в России существуют глубокие традиции такого сотрудничества. В частности, говоря о концессии на транспорте, мы часто ожидаем некоторые новации в нормативной базе, экономической модели развития транспортной инфраструктуры, в действительности же это всего лишь «хорошо забытое старое».

Первоначальный, дореволюционный этап развития железнодорожного транспорта основывался прежде всего на государственно-частном партнерстве. Более того, вокруг железнодорожного транспорта укоренилось множество стереотипов: мы привыкли считать развитие Восточного полигона прерогативой исключительно государства, и это верно, но только в отношении железнодорожных путей общего пользования.

В современной России есть примеры решения задач повышения транспортной доступности целых макрорегионов путем развития инфраструктуры необщего пользования. Одним из таких успешных примеров может служить строительство Тихоокеанской железной дороги и еще ряд инициатив, находящих активную поддержку предпринимательского сообщества.

Целесообразность развития инфраструктуры необщего пользования также свидетельствует о все большем значении диалога с региональными органами власти, мы это видим на примере активной позиции губернатора Хабаровского края М. В. Дегтярева. Именно гарантии заинтересованности этого региона, согласованность региональных стратегий и промышленных корпораций способны, например, решить вопрос дефицита трудовых ресурсов в развитии Восточного полигона железных дорог России.

Вместе с тем актуальным продолжает оставаться вопрос сокращения административных барьеров в процессе реализации столь крупных проектов, как модернизация БАМа и Транссиба. Многое в этом отношении уже сделано на правительственном уровне, но гораздо больше еще предстоит сделать. Именно в совершенствовании и сочетании индивидуальных моделей технологического и экономического регулирования столь масштабных инфраструктурных проектов пока скрываются колоссальные резервы повышения их эффективности.

Беседовала Наталья Гусаченко


Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Итоги X Конкурса студенческих работ на тематику журнала
    На портале РЖД-Партнер.ру опубликованы работы победителей X Конкурса студенческих работ на тематику журнала. Напомним, что соревнование молодых специалистов состоялось в прошлом году, и его итоги по традиции были оглашены в Москве на пленарной сессии XX Международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство». Материалы доступны по ссылке.
  • Ремонт, эксплуатация и техническое обслуживание вагонов
    За последние годы российский рынок вагоноремонта существенно изменился, став преимущественно частным бизнесом. Каковы были основные события в этой сфере в текущем году, что будет с производством и локализацией кассетных подшипников и ждать ли роста выпуска парка инновационных вагонов, а также как цифровые технологии могут помочь участникам рынка бороться с контрафактом и сэкономить время, обсуждали на деловом семинаре «Ремонт, эксплуатация и техническое обслуживание вагонов», организованном журналом «РЖД-Партнер». По итогам мероприятия подготовлен специальный проект, с которым вы можете ознакомиться по ссылке.
  • Перевозки зерна и удобрений
    Погрузка и зерновых, и удобрений на сети РЖД в этом году снижается. Рекордный урожай зерновых заставил предприятия всерьез задуматься о дефиците мощностей для их хранения, число компаний-экспортеров сократилось, состав крупнейших покупателей изменился, а перевозчики испытывают большие логистические трудности. С перевозками удобрений тоже все непросто: из-за геополитической ситуации российский экспорт в западном направлении снижается, а попытки переориентироваться на восток сопряжены с увеличением расходов. 25 октября 2022 года на сайте журнала РЖД-Партнер опубликован специальный проект, посвященный перевозкам зерна и удобрений.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2023 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions