+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
27.05.2024 16:23:02
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Новые маршруты экспорта СУГ в КНР в процессе раскатки

На Китай пока приходится небольшой объем российского экспорта сжиженных углеводородных газов, но все может измениться после того, как Евросоюз полностью откажется от их импорта из России. В этой связи уже необходимо диверсифицировать маршруты отправок СУГ, рассказал РЖД-Партнеру генеральный директор АО «СГ-транс» Сергей Калетин.
Новые маршруты экспорта СУГ в КНР в процессе раскатки
– Через какие погранпереходы с КНР в настоящее время идут перевозки СУГ? Как распределяются потоки?

 По итогам 2023 года экспорт СУГ из России в Китай в цистернах и танк-контейнерах составил почти 280 тыс. т, что на 33% превышает показатели 2022 года. Объемы пока небольшие относительно массовых направлений экспорта, но есть тенденция к устойчивому росту. В январе – апреле этого года в КНР экспортировали уже свыше 140 тыс. т СУГ, это на 40% больше чем за аналогичный период прошлого.

По-прежнему главные экспортные ворота в Китай для российских СУГ – терминал Manjzhouli Far East Gas, расположенный на китайской территории в 5 км от железнодорожного пункта пропуска Забайкальск – Маньчжурия. В 2023 году здесь переваливали 75% сжиженных углеводородов, отправляемых из России в КНР. В этом году эта доля немного снизилась – до 67% в апреле из-за раскатки новых маршрутов.

Растет интерес к перевозкам СУГ по схеме «ж/д + авто» через ст. Даурия (ЗабЖД) и ст. Махалино (ДВЖД). Сжиженные углеводороды доставляют до станций по железной дороге в газовых цистернах, далее на газонаполнительных станциях (ГНС) переваливают продукцию в автогазовозы и экспортируют в Китай.

В прошлом году по маршруту через Даурию и далее через автомобильный пункт пропуска Забайкальск отправили в Китай около 14 тыс. т СУГ. За 4 месяца этого года данный показатель уже превышен. В чем плюс такой схемы: она позволяет избежать сложностей с формированием поездов для передачи на территорию Китая, связанных с требованием китайской стороны обеспечивать вагоны прикрытия и ограничением на число вагонов с СУГ в составе одного поезда.

Для справки: в соответствии с Правилами перевозки опасных грузов по сети Китайских железных дорог отправки нефтяных грузов, в том числе сжиженных углеводородов, через пункт пропуска Забайкальск – Маньчжурия должны осуществляться группами по 6 груженых вагонов с обязательными вагонами прикрытия. При этом допускается не более трех групп вагонов в составе одного поезда, таким образом, в составе одного поезда может быть не более 18 груженых вагонов со сжиженными углеводородами.

– Какие еще задействуются каналы экспорта?

– Постепенно идет раскатка экспортного маршрута для СУГ через погранпереход Камышовая – Хуньчунь. В прошлом году отработали схему отправки СУГ в танк-контейнерах до контейнерного терминала Jilin Jiuxin и далее автотранспортом до газонаполнительной станции, где газ сливают в емкости.

В I квартале 2024 года завершилось строительство железнодорожных путей до ГНС, что позволило запустить прямой железнодорожный сервис. В апреле первая партия СУГ в цистернах «СГ-транс» была отправлена с завода РОСПАН до ГНС. Хранилища газонаполнительной станции еще на стадии строительства, поэтому массовых поставок пока не ожидается. Но потенциал у этого направления есть.

Также в 2023 году осуществлялись отправки СУГ в Китай через порт Усть-Луга, но эта мера была скорее вынужденной ввиду загруженности Восточного полигона. Экспорт СУГ в Китай через Балтику на данный момент не выглядит оправданным с точки зрения стоимости и логистики.

– Есть ли потенциал для увеличения объемов перевозок СУГ в КНР и что сдерживает рост?

– Грузоотправители заинтересованы в новых каналах сбыта. Объемы экспорта СУГ в КНР сдерживают загруженность Восточного полигона и длинные плечи поставок на восток. Кроме того, цены на европейском рынке более привлекательны, да и спрос стабилен. С Китаем в этом смысле рынку СУГ предстоит работать, выстраивать цепочки поставок, ценовую политику, инфраструктуру и прочее, чтобы перенаправить текущий европейский поток сжиженных углеводородов на Дальний Восток.

Перенаправлять объемы СУГ с европейских маршрутов придется в любом случае с 1 января 2025 года, когда начнет действовать 12-й пакет санкций ЕС. Чем больше будет возможностей для диверсификации отправок, тем лучше для рынка.

Беседовал Павел Усов
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions