• Ставка на полувагон
    1791
    -2.6 %
    руб./сут.
    ноябрь 2019
  • Индекс качества III КВАРТАЛ 2019Г. - 64 балла
  • Финансы USD ЦБ РФ 63.73 0 EUR ЦБ РФ 70.42 0
    BTC 8782.95 usd BTC 561318.33 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
30.08.2019 14:23:17
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Необходимы инновации без социальных рисков

К Александру Синеву, генеральному директору Института развития транспортных систем мы обратились с просьбой прокомментировать недавно подготовленную в ОАО «РЖД» Сводную программу мероприятий по повышению операционной эффективности и оптимизации расходов ОАО «РЖД» на 2019–2025 гг.. В частности, редакцию интересовал вопрос обоснованности запланированного в семилетней перспективе сокращения численности инфраструктурной компании на 60 тыс. человек и связи оптимизации численности с экономической эффективностью компании.
Необходимы инновации без социальных рисков
 Александр Николаевич, руководство ОАО «РЖД» неоднократно заявляло о необходимости оптимизации численности компании в соответствии с объемами работы, что сопровождалось соответственными программами. Однако наши собеседники, участники транспортного рынка, наоборот, часто жалуются на нехватку персонала на линии. Что является объективной необходимостью при сокращении численности работников на транспорте?

– Существует некорректная внутренняя оценка производительности труда на ОАО «РЖД», из которой следует вывод о необходимости сокращения персонала даже на фоне роста грузооборота. Этот показатель определяется как объем транспортной продукции на одного работника в единицу времени. В результате в отрасли укрепилось мнение, что производительность на полигоне деятельности ОАО «РЖД» до 8 раз ниже, чем в США. Но это глубоко ошибочный вывод. Расчет производительности для крупнейших компаний в США осуществляется не на всю численность, а на число занятых, к примеру, в грузовых перевозках. При сопоставлении показателей производительности американских компаний учитывается доля грузов, поддающихся маршрутизации, дальность перевозок, структура подвижного состава (универсальный, специализированный) и пр. Например, доля маршрутных отправок в ОАО «РЖД» составляет 4,8%, а в компании BNSF – 64%. Поэтому в ОАО «РЖД» больше начально-конечных, сортировочных, маневровых и иных операций, объективно требующих привлечения большего числа работников. Некорректно сравнивать производительность компаний в условиях объективных различий технологии работы, обусловленных характером грузовой базы. И если учитывать данные факторы, то производительность труда в ОАО «РЖД» выше, например, производительности компании Kansas Citi Southern. А упомянутая компания BNSF при прогнозном росте грузооборота 8,2% планирует пропорциональное увеличение численности персонала, так как показатель производительности считается оптимальным. Поэтому задачи по сокращению численности персонала ОАО «РЖД» требуют серьезной методологической ревизии, особенно в условиях большого уровня износа технических средств с учетом возрастающих рисков для безопасности движения.

 Согласно документу, предполагается сократить около 60 тыс. человек. Называются даже конкретные цифры по Дирекции тяги и Центральной дирекции инфраструктуры. Насколько рационально сократить 78% персонала при росте погрузки на 1–2%?

– Большинство предлагаемых разными компаниями программ сокращения кадров не учитывают мультипликативного эффекта для экономики. Чем будут заниматься десятки тысяч людей, попавших под сокращение? Декларируется, что им предложат другие вакансии или переучат. Но это справедливо лишь для небольшой части персонала. Остальные окажутся безработными. А государство, в свою очередь, будет вынуждено решать проблемы их социальной защищенности, в том числе и через повышение фискальной нагрузки социального характера, в том числе от компаний, которые производят сокращение. Тем самым достигнутый эффект для компании будет во многом кратковременным, а в более долгой перспективе –только увеличит финансовые обязательства. По подсчетам исследования, проводимого при участии госкорпорации «Росатом», высокие темпы технологического развития приводят к состоянию «лишних людей» 34 млн человек, или 40 % от числа всех трудоспособных граждан. Таков масштаб проблемы.

 Но ведь прогресс не остановить. На железной дороге и на флоте когда-то была массовая профессия кочегар, теперь ее нет. Что же делать?

– Полагаю, что программы массовых сокращений, связанных в том числе с техническим перевооружением или задачами роста производительности, должны рассматриваться комплексно, с учетом возможных глобальных рисков для экономики и социальной политики.

 Любая компания должна думать в первую очередь о своих рисках и эффективности. В таком случае, какие программы оптимизации имеют право на первоочередную реализацию?

– На самом деле, решение во многом лежит на поверхности. Нужно внедрять в первую очередь те технические и инновационные решения, которые могут существенно улучшить эффективность деятельности, без социальных рисков. Например, если говорить о локомотивном хозяйстве, то речь может идти о системах контроля расхода топлива или эффективности работы локомотива. Такие программы действительно повышают финансовый результат без побочных негативных эффектов. В грузовых перевозках такой задачей может быть техническое обеспечение контроля над правильностью заполнения перевозочных документов в целях экономии на провозной плате, в том числе при отправлении порожних вагонов, тариф по которым может оказаться выше, чем отправка некоторых грузов. Необходима разработка и внедрение интеллектуальных систем факторного анализа динамики погрузки, доходных ставок и иных показателей, предлагающих системные решения по корректировке сбытовой политики. Затраты по обеспечению безопасности пассажирских перевозок можно решить поэтапной заменой систем тотального досмотра, требующих в последнее время кратного увеличения затрат, интеллектуальными системами распознавания лиц, особенно в условиях планируемого перехода на электронные паспорта. Такой технический и технологический прогресс не сопряжен с масштабными сокращениями персонала, но существенно влияет на экономию расходов и повышение доходности перевозок без роста тарифов.

Беседовал Алексей Лебедев
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
На ту же тему
РЖД-Партнер

России нужен отечественный завод полного цикла по производству подшипников

России нужен отечественный завод полного цикла по производству подшипников
Принудительный переход вагонного парка России на подшипники кассетного типа отменен, но тем не менее вопрос перехода на более современный тип оборудования для подвижного состава остается актуальным. О возможностях отечественной промышленности по локализации производства кассетных подшипников и существующих проблемах мы разговариваем с заместителем генерального директора союза производителей подшипников «МРК «Подшипник» Александром Боковым.
РЖД-Партнер

Скоропорт перейдет на авто, если РЖД не изменит свою политику

Скоропорт перейдет на авто, если РЖД не изменит свою политику
В 2018 году доля железной дороги в общем объеме перевозок скоропорта сократилась до 5,1%. Тенденция ухода продуктов этого класса в сегмент автоперевозок сохраняется, несмотря на то, что пока загрузка парка близка к критической. Руководитель группы железнодорожных операций FM Logistic Сергей Друговской рассказал, почему скоропортящиеся грузы уходят с железных дорог и стоит ли вовсе искать новые «холодильники».
РЖД-Партнер

Вагоноремонтный дивизион холдинга «Новотранс» готов к вызовам рынка

Вагоноремонтный дивизион холдинга «Новотранс» готов к вызовам рынка
Около 14% рынка ремонтов грузовых вагонов охватывают 4 высокотехнологичных предприятия ООО «Ремонтная компания «Новотранс», предоставляя полный комплекс услуг по техническому и сервисному обслуживанию подвижного состава. В этом году вагоноремонтные предприятия «Новотранс» вышли на среднемесячный объем свыше 5 тыс. вагонов плановых видов ремонта и 6 тыс. колесных пар капитального ремонта. РЖД-Партнер обсудил вызовы, стоящие перед отраслью, и инновационные решения, предлагаемые компанией, с заместителем генерального директора по ремонту подвижного состава РК «Новотранс» Вячеславом Полуниным.

Выставка Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2019 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions

beylikduzu escort