– В Китае объявили о начале строительства линии Transrapid 1000 км в 2020 году. Ожидается, что маглев-поезда будут ходить по ней со скоростью от 600 до 1000 км/ч.
Новые поезда, построенные по технологии Transrapid, свяжут два города – Гуанчжоу и Ухань. Время в пути по маглев-трассе – всего 2 ч. Это означает, что на первом этапе поезда не будут развивать максимальную скорость – 1000 км/ч.
Линия будет спроектирована проектно-изыскательской группой китайских железных дорог «Сыюань», дочерней компанией государственной строительной корпорации China Railway Construction Corp. (CRCC).
Китайский прорыв
– Это значит, что в Китае вновь намерены развивать маглев-проекты?
– Как видите. В июле 2016 года компания CRRC Qingdao Sifang запустила государственную программу исследований и разработок с участием более чем 30 китайских компаний, университетов и научно-исследовательских институтов для развития магнитолевитационных трасс. Однако затем она была приостановлена для изучения целесообразности дальнейшего развития маглев-технологий. После того как вопрос досконально изучили, было принято решение.
И вот в мае 2019 года Китайская корпорация по производству железнодорожного подвижного состава представила прототип поезда маглев, который, как обещано, будет развивать скорость 600 км/ч. Как считают в Китайской корпорации, достижима не только такая скорость – поезд можно разогнать и до 1000 км/ч.
– Что мешает сделать это уже на первом этапе?
– Это вопрос второго этапа проекта.
По поводу того, что касается будущего использования сверхпроводящих материалов, информация противоречивая. Инженер из китайской госкомпании рассказал в китайских СМИ, например, о сверхпроводниках, которые должны позволить маглев-системам двигаться со скоростью 1000 км/ч. Но при этом ушел от ответа, как преодолеть сопротивление воздуха при такой скорости.
Можно предположить, что такие скорости могут быть достигнуты только в тоннелях с пониженным давлением воздуха (частичный вакуум). Такие концепции горячо обсуждаются сейчас в Южной Корее, Индии и Китае (так называемый вариант гиперлупа с приводом маглев). Однако они вызывают большие споры среди экспертов в части их практической осуществимости, безопасности и затрат. Япония также не следует идее гиперлупа.
Китайская корпорация по производству железнодорожного подвижного состава надеется начать серийное производство маглев-поезда уже в 2021 году. По сообщениям китайских СМИ, строительные работы на линии начнутся в столице провинции, г. Ухань, в котором проживает 7,5 млн жителей.
Новый концепт
– Новый китайский концепт очень похож на немецкие разработки, Вы не находите?
– Последние фотографии подтверждают сохраняющуюся тесную системную связь нового прототипа с оригинальной немецкой разработкой Transrapid.
– Разработаны ли в Китае стандарты для маглев-поездов?
– В сентябре 2019 года Национальная железнодорожная администрация опубликовала ряд технических стандартов для магнитолевитационных трасс, которые будут применяться с 2020 года. Стандарты определяют и унифицируют основные технические условия, в том числе ширину направляющего пути, которые, как представляется, соответствуют стандарту Transrapid.
Напомню, Китай запустил в эксплуатацию свой первый поезд маглев в 2004 году: система Transrapid, разработанная в Германии, курсирует на участке длиной 30 км между шанхайским международным аэропортом Пудун и ст. Лунъян.
Сейчас, похоже, формируются более амбициозные планы по строительству маглев-поезда.
А что в России…
– Как Вы считаете, по силам ли России реализовать подобный проект?
– Да. Например, между Санкт-Петербургом и Москвой можно запустить маглев-поезда.
В настоящее время в мире существует лишь несколько стран, обладающих технологическим ноу-хау для быстрого внедрения транспортных технологий маглев. Помимо Японии и Южной Кореи, это прежде всего Германия и Россия.
Учитывая значительный технологический прогресс, было бы довольно удивительно, если бы в России не была протестирована технология маглев для ее текущего проекта ВСМ Москва – Санкт-Петербург. Россия географически предопределена для использования маглев.
Однако для принятия надежных проектных решений всегда необходимо сравнение старого и нового, то есть целесообразно выполнить технико-экономическое обоснование. Оно может быть построено на сравнении, скажем, применения технологий «Сапсана» (колесно-рельсовая система) и маглев (например, Transrapid). Тогда и можно будет выбирать.
Беседовал Александр Солнцев