– Дмитрий Владимирович, 2020 год стал непростым для всей экономики в целом и транспортной отрасли в частности. Что изменилось в работе ООО «Модум-Транс» в связи с ограничениями, связанными с распространением коронавируса?
– «Модум-Транс» перевел сотрудников на удаленную работу еще до введения официальных карантинных мероприятий. Компания в ограниченные сроки перестроила основные бизнес-процессы, был оптимизирован процесс электронного документооборота, внедрены новые IT-решения для повышения безопасности информационных систем и обеспечения бесперебойности их работы.
Основным вызовом для нас в 2020-м было беспрецедентное снижение погрузки угля, особенно в первой половине года. Нам удалось диверсифицировать грузовую базу, были заключены долгосрочные контракты с крупнейшими грузоотправителями инертных грузов.
В условиях усиливающейся конкуренции и снижения доходов от перевозочной деятельности компания приняла комплекс мер, направленных на повышение экономической и операционной эффективности. Были внедрены новые подходы к управлению парком, направленные на совершенствование технологичности перевозок (увеличение доли маршрутных отправок, использование преимуществ работы различных моделей полувагонов, улучшение показателя времени оборота вагона), а также были обеспечены меры по оптимизации логистических схем, что привело к снижению затрат на порожний пробег полувагонов.
– Как события 2020 года и пандемия отразились на рынке железнодорожного подвижного состава?
– Пандемия усугубила неблагоприятные тенденции на угольном рынке, связанные с падением спроса на уголь в Европе, что привело к росту профицита парка полувагонов на сети РЖД, снижению ставок на предоставление полувагонов, усилению конкурентного давления, изменению структуры спроса на новый подвижной состав. Спрос на инновационные полувагоны продолжил расти, несмотря на сокращение объемов перевозок угля в 2020 году, что еще раз показывает их востребованность на рынке.
Сегодня использование полувагонов повышенной грузоподъемности является одной из мер повышения эффективности использования ограниченной пропускной способности Восточного полигона.
– Каких главных успехов удалось достичь ООО «Модум-Транс» в 2020 году?
– Главным успехом для нас является сохранение штата и размера оплаты труда сотрудников, что было бы невозможно без повышения уровня клиентоориентированности компании и расширения грузовой базы. В 2020-м погрузка «Модум-Транса» выросла почти в 1,5 раза, мы сохранили лидерство по численности парка инновационных полувагонов на сети РЖД, география перевозок по-прежнему очень обширна и охватывает всю территорию РФ, а также основную часть сопредельных государств колеи 1520.
– По итогам 2020-го «Модум-Транс» перевез грузов на 46% больше, чем годом ранее. Какие технологические и управленческие решения помогли в этом?
– В конце 2019 года «Модум-Транс» активно наращивал парк инновационных полувагонов с повышенной грузоподъемностью, что позволило компании стать лидером по числу инновационных полувагонов на сети РЖД. Использование инновационных полувагонов экономически целесообразно для всех участников перевозочного процесса.
Для грузоотправителей это возможность задействовать меньший объем парка для перевозки груза, для портов – увеличение перерабатывающих мощностей без дополнительных инвестиций, для ОАО «РЖД» – повышение эффективности использования инфраструктуры за счет сокращения необходимых ресурсов на обслуживание вагонов в пути следования.
Основная задача, которая стоит перед нами и которая успешно была реализована в 2020 году, заключается в максимальном использовании преимуществ всех моделей полувагонов и эффективных управленческих решениях, среди которых – использование полной грузоподъемности вагона, построение оптимальных логистических схем работы парка компании, увеличение доли маршрутизации, улучшение показателя времени оборота вагона.
– Продолжая тему успеха компании, в прошлом году ООО «Модум-Транс» вошло в перечень системообразующих организаций транспортного комплекса. Что значило для компании это одобрение со стороны правительства РФ?
– В первую очередь включение в перечень системообразующих организаций транспортного комплекса означает повышенную ответственность компании перед государством, всеми контрагентами и собственными сотрудниками.
Поддержка правительства РФ в том числе позволяет «Модум-Трансу» осуществлять эффективный диалог с основными лизингодателями, а также структурами РЖД в части учета интересов всех участников бизнес-процессов.
Целевые ориентиры
– На чем «Модум-Транс» будет делать акцент в своей политике в 2021 году?
– Одной из главных задач для компании является продолжение повышения эффективности управления парком, в том числе за счет диверсификации грузовой базы и расширения клиентской базы, увеличения доли маршрутизации порожнего вагонопотока, снижения простоев парка и оборота вагонов.
«Модум-Транс» в 2021 году также планирует стабилизировать грузовую базу за счет максимального предложения инновационного парка и заключения новых сервисных контрактов с крупнейшими грузоотправителями угля, а также формирования долгосрочных отношений с грузоотправителями инертных грузов с преимущественной работой типового парка на данных перевозках.
– Планирует ли «Модум-Транс» оптимизацию работы в ближайшее время с помощью вагоноремонтного актива?
– В условиях постоянного роста цен на комплектующие оптимизация затрат на ремонт является актуальным вопросом для «Модум-Транса». В своей работе мы делаем ставку на молодой инновационный подвижной состав с увеличенным межремонтным интервалом, поэтому наша основная текущая задача в вопросе ремонта вагонов – минимизировать отцепки в текущий ремонт для максимизации рабочего парка компании. В части планового ремонта мы эффективно сотрудничаем с крупнейшими вагоноремонтными компаниями.
– В последнее время активно обсуждается допуск частных локомотивов на пути общего назначения. Как Вы относитесь к данному предложению?
– Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте РФ предусматривает развитие частной тяги. Решение о либерализации локомотивной тяги должно приниматься поэтапно, с учетом позиций всех участников рынка: ОАО «РЖД», органов государственной власти, операторского сообщества, производителей локомотивов. Это предложение приветствуется, так как отсутствие достаточного количества локомотивов на сети – одна из ключевых проблем движения. И наша компания также готова активно участвовать в данном диалоге, но необходимо понимать конкретные предложения и этапы реализации данной программы.
– На Ваш взгляд, каковы главные вызовы, которые могут возникнуть перед участниками операторского рынка в 2021 году?
– На рынке полувагонов сейчас достаточно сложная ситуация, связанная с продолжающимся ростом профицита парка, что негативно отражается на уровне ставок предоставления парка и как следствие – на выручке операторов. При этом расходы на содержание и обслуживание парка остаются высокими.
Главными вызовами в 2021 году для операторского сообщества станет необходимость дальнейшего сокращения расходов и оптимизации операционной деятельности, продолжится борьба за грузоотправителей и стабильную грузовую базу.
В 2020 году основная финансовая нагрузка из-за недополученных доходов легла на грузоотправителей и операторов подвижного состава, в 2021-м следует ожидать сокращения рынка производства и лизинга. Давление на рынок продолжит оказывать нестабильность тарифной политики ОАО «РЖД», отсутствие долгосрочного тарифного регулирования негативно отражается на всех участниках рынка.
Акценты на инновации
– 12–14 апреля в Москве состоится 25-я международная выставка транспортно-логистических услуг, складского оборудования и технологий TransRussia. На чем ваша компания будет делать акцент на этой выставке?
– Выставка TransRussia для нас – это в первую очередь возможность встретиться офлайн с нашими партнерами и клиентами после долгого перерыва. На выставке мы будем делать акцент на основных конкурентных преимуществах компании, среди которых – самый большой и молодой парк инновационных полувагонов на сети РЖД, отлаженные процессы взаимодействия с клиентами, сопровождение их во время всего процесса перевозки.
Беседовала Наталья Гусаченко
Стенд компании на выставке TransRussia
пав. 1, зал 4, стенд D2103