+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
13.02.2019 10:01:45
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Куда с сети укатили колеса?

На вопросы о том, как образовался дефицит цельнокатаных колес (ЦКК) и к чему следует готовиться клиентам дальше, ответил генеральный директор ООО «Гарант Рейл Сервис» Николай Кошелев.
Куда с сети укатили колеса?
– Николай Владимирович, почему на рынке возник дефицит ЦКК и что необходимо делать для того, чтобы он закончился?

– Попробую ответить на этот вопрос. Жизненный цикл ЦКК составляет 6–7 лет в зависимости от интенсивности эксплуатации. При ремонте их обтачивают. А когда уже невозможно восстанавливать, колеса меняют.

В период массового списания старых вагонов (на уровне 105–115 тыс. в год) высвобождалось большое количество ЦКК. Их ставили под ремонтируемый подвижной состав.

Остаточный срок службы у таких колесных пар (без смены колесных элементов) составлял около 3–4 лет. В результате закупка ЦКК у заводов-изготовителей сократилась.

В 2018 году были списано гораздо меньше – примерно 40 тыс. вагонов. В текущем году и далее этот показатель ожидается на уровне 22–25 тыс. ед. подвижного состава. Соответственно спрос на ЦКК увеличился. И клиенты стали ощущать их недостаток.

Откуда дефицит?

– Сколько колес производится для рынка РФ? И сколько не хватает ремонтным предприятиям?

– В РФ два производителя колес – это «Евраз» (425 тыс. ЦКК) и «Выксунский металлургический завод» (850 тыс. ЦКК). Есть еще украинский поставщик – «Интерпайп» (170 тыс. ЦКК для рынка РФ). Итого – общая производственная мощность составила 1 445 тыс. колес в год.

Основная доля этой продукции пошла под новые вагоны. Их было построено около 69 тыс. А это соответственно 552 тыс. ЦКК. Кроме того, частично колеса российские заводы поставляли на экспорт.

Таким образом, под ремонт спрос остался не полностью удовлетворенным. Нехватка оценивается в размере 200 тыс. ед. И расчеты показывают, что сейчас этот дефицит обострился.

Реактивные ценники

– Привел ли дефицит на литье к росту цен?

– Стоимость ЦКК выросла. И соответственно увеличилась цена колесной пары: если в январе 2018 года она стоила 100–110 тыс. руб., то в декабре – 200 тыс. руб. Это произошло на фоне антидемпинговых мер, введенных в РФ против «Интерпайпа».

В апреле, когда это произошло, поставки с этого украинского завода практически сократились до нуля. Только в мае оттуда начали поступать небольшие партии. Потребитель был готов покупать ЦКК уже и по высокой цене.

Остановка на профилактику «Выксунского металлургического завода» подстегнуло этот процесс: с августа стоимость ЦКК росла на 10–15 тыс. руб. в месяц. Из-за дефицита колес вагоны стали простаивать в ремонте.

– Были еще факторы, оказавшие влияние на ситуацию?

– Это запрет в 2017 году на применение оси РУ1, которые в народе окрестили «гайками». В результате появился еще и некоторый дефицит осей.

В ремонте вошли в обиход колесные пары типа СОНК (с новыми осями и ЦКК).

Куда бедному оператору податься?

– Когда ситуация с колесами изменится?

– В 2019 году ожидается выход на полную производственную мощность завода «Проммашкомплект» (Казахстан). Это обеспечит поставки около 200 тыс. ЦКК в год, что снизит их дефицит.

Ожидается, что произойдет сокращение выпуска продукции предприятий вагоностроения – примерно вдвое по объему к 2018 году. Пропорционально снизится подкат новых колесных пар под новый подвижной состав.

ЦКК могут ввезти из третьих стран, в том числе – из Китая. По нашим оценкам, производственные мощности этой страны позволяют поставлять в РФ 100–150 тыс. ЦКК в год.

При ремонте также могут быть использованы колесные пары, выкаченные при деповских ремонтах. Это так называемый тонкомер, пригодный под текущий ремонт.

Крупные собственники парков пользуются данным ресурсом: у них оборот вагонов большой. Однако подобный вариант практически недоступен небольшим операторам: из-за высоких транспортных расходов штучные перевозки колес не выгодны. Такие затраты (на перегон комплектующих) могут превысить стоимость самой колесной пары. В таких ситуациях оптимальным решением будет обращение в сервисную компанию за услугой по организации ремонта.

– Как Вы думаете, почему у перекупщиков есть диски по 80 тыс. руб., а у «Выксунского металлургического завода» малым собственникам купить ЦКК практически невозможно?

– На совещаниях в СОЖТ аналогичный вопрос был задан в адрес АО «Торговый дом РЖД». Ответ прозвучал примерно такой: тендеры проводились, к заводам обращались, но они не увеличили поставки ЦКК для АО «Торговый дом РЖД».

Поэтому действительно интересно было узнать, как ЦКК появляются у перекупщиков. Наверное, они нашли какие-то свои инструменты закупок, как-то договариваются с поставщиками.

Записал Андрей Лазарев
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions