– В этом заслуга всего нашего рынка транспортных услуг. В последнее время мы постоянно участвуем в значимых транспортных мероприятиях, встречаемся и договариваемся с партнерами, налаживаем контакты в Европе, России, странах СНГ и Азии. То, что мы делаем сегодня, отзовется завтра. Контейнерные перевозки – это стремительно развивающийся сегмент, за которым будущее. А так как в ближайшие 5–10 лет транспортировка контейнеров займет значимую часть в транзитных перевозках по всему миру, мы уже сейчас действуем с прицелом на перспективу. Тем более что Китай реализует ряд экономических стратегий, направленных на дальнейшее развитие Шелкового пути и для этого планирует инвестировать в различные инфраструктурные проекты в Европе миллиарды евро.
– Компания занимает активную позицию, открыто заявляет о себе. Каков отклик участников рынка?
– Уровень интереса высокий. Например, представители порта Дуйсбург совершенно не скрывают заинтересованности в нашем рынке, ведь в этом регионе видны перспективы. B мае 2017 года из Риги в Китай отправился первый контейнерный поезд. Путь проложен из Рижского порта через Казахстан в Кашгар (Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая). Проект осуществили LDz Logistika, российский «ТрансКонтейнер» и предприятие логистики GEFCO Baltic. В двух составах отправили 104 контейнера с оборудованием для текстильной отрасли. В Ригу груз доставили морем из немецкого Дуйсбурга. Это только начало стратегического партнерства.
– Недавно Latvijas dzelzcels подписала меморандум о сотрудничестве с DHL Global Forwarding. О каких тенденциях можно говорить в этой связи?
– Сегодня при развитии европейского рынка перевозок на Ригу делается большая ставка, столица Латвии рассматривается в перспективе как хаб для приема, обработки и отправки контейнеров между Азией и Северной Европой, в том числе Скандинавией. Годовой оборот DHL Global Forwarding составляет €90 млрд, компания занимает значимую позицию на европейском рынке. Китайская сторона рассматривает ее как очень серьезного партнера, поэтому заключенный договор играет стратегически важную роль. Очевидно, что появление DHL Global Forwarding на нашем рынке позволит привлечь клиентов из Китая. Наш контракт в некотором роде выступает гарантом для китайской стороны по обеспечению надежности и безопасности маршрута движения грузов через Латвию. Мы готовы предложить китайским грузовладельцам полный пакет услуг, включающий важнейшие параметры – четкое транзитное время и выгодную стоимость доставки грузов.
– Может ли латвийский коридор при экспедировании грузов из Китая стать дотационным?
– Китай активно субсидирует использование евразийских железнодорожных маршрутов, предоставляя скидки на перевозку. Среди них – переходы Брест – Малашевиче и Брест – Достык. Сейчас мы ведем переговоры с клиентами об обеспечении широкого спектра возможностей для позиционирования Риги как хаба, в сторону которого удобно направлять грузы. Вместе со специалистами DHL Global Forwarding мы прорабатываем этот аспект. Любой новый коридор изучается, обсуждается с китайскими органами местного самоуправления, и если они находят предложение выгодным, то готовят почву для последующей перевозки грузов.
– Еще один значимый договор о сотрудничестве вы заключили с немецким предприятием Rail Transportation Service Broker GmbH (RTSB). Над чем планируете работать?
– Мы совместно разрабатываем новый контейнерный маршрут. RTSB более 20 лет осуществляет контейнерные перевозки в Евразии и имеет филиалы в 15 странах, в том числе в России, Китае, Монголии, Турции, Казахстане и др. Предприятие хорошо знают в Китае, и это немаловажно для нас. Намереваемся развивать контейнерные перевозки в новом мультимодальном коридоре, соединяющем Азию с портами Скандинавии и Великобритании через Рижский порт. В перспективе планируется один поезд в неделю.
Кроме того, эксперты RTSB провели переговоры с администрацией порта Дуйсбург касательно Риги (клиенты компании обслуживаются в этом порту). Могу сказать, что теперь планируем сотрудничество по привлечению новых клиентов, заинтересованных в грузоперевозках через Ригу.
– За год с небольшим LDz Logistika запустила ряд контейнерных поездов. Расскажите, пожалуйста, об этом опыте.
– В нашем арсенале за последний год появилось несколько проектов по запуску и организации контейнерных поездов с нуля. Тестовый поезд по коридору Иу – Забайкальск – Рига протяженностью 11 060 км был самым интересным и напряженным одновременно. После подписания протокола о намерениях по сотрудничеству в развитии поезда с China Railway Container Transport организационная работа заняла у нас 3 месяца. Выступая координаторами, мы и представители Китайских железных дорог в сотрудничестве с «ТрансКонтейнером» успешно обеспечили комплексную перевозку контейнеров из КНР в Латвию. В ближайшей перспективе планируем запуск составов из китайских провинций Чэнду и Шэньчжэнь.
Разрабатываем еще один перспективный железнодорожный коридор из Индии через Россию направлением Мумбай – Рига через иранский порт Бендер-Аббас. Его стоимость будет равна стоимости коридора из Китая. И мы вполне отдаем себе отчет, что от нас потребуются серьезные инвестиции и время, чтобы поставить эти проекты на поток.
Наталия Вострухова