• Ставка на полувагон
    %
    руб./сут.
  • Индекс качества II КВАРТАЛ 2021Г. - 64 баллa
  • Финансы USD ЦБ РФ 70.97 -0.2 EUR ЦБ РФ 82.68 0.22
    BTC 63799.01 usd BTC 4532281.67 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
17.08.2021 10:21:05
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Железнодорожный вокзал. Блеск и уродство на сети РЖД

Первое, что видит пассажир РЖД по окончании поездки, – железнодорожный вокзал. Хорошо, если этот вокзал – красивый и удобный, потому что первое впечатление будет хорошим. Но, как показывает статистика, такое впечатление может оставить не каждый объект на РЖД. РЖД-Партнер собрал мнения историков о состоянии железнодорожных вокзалов, которые могли бы представлять историческую ценность.
Железнодорожный вокзал. Блеск и уродство на сети РЖД
Вокзал. Ненужный и лишний

На Октябрьской железной дороге уже нет старинной станции Черный Дор, меньше месяца назад она сгорела. Впервые в расписании станция появилась в 1908 году. Правда, в состав ОЖД станция вошла только в 1962-м. А в 2001 году ее закрыли. Объект в последние годы своего существования был крайне востребован у туристов, утверждает краевед Алексей Шишкин. Правда, первое, что видели туристы на ст. Черный Дор, – это табличка на главных дверях: «Вход посторонним лицам воспрещен». За ней – разруха, запустение и полный хаос.

Здание, которое могло бы быть исторической изюминкой ОЖД, не ремонтировало ни ОАО «РЖД», ни путейцы, которые организовали здесь путевую часть. Да и сторонние инвесторы не могли вкладывать деньги в объект – он находился на балансе РЖД.

«РЖД являются одним из крупнейших собственников и держателей исторических зданий вокзалов по всей России. Однако в разных частях страны – самое разное отношение. На одних дистанциях железнодорожники придерживаются принципиальной экономии, и модернизация идет только с целью сокращения издержек. Сложные с точки зрения эксплуатации здания – а их большинство – выводят, сносят или продают», – рассказывает А. Шишкин.

Причем, по мнению эксперта, битвы между железнодорожниками и градозащитникам все чаще случаются на Октябрьской железной дороге. ОЖД одержала победу в битве за железнодорожные вокзалы в Усть-Ижоре, Семрино и Токсово. Этих зданий уже нет, а память градозащитники пытаются сохранить. Поэтому за снесенный вокзал в Токсово активисты воюют в суде: они надеются получить юридические подтверждения незаконности решения областного комитета по сносу, а потом надеются заставить РЖД воссоздать исторический облик снесенного вокзала.

Ремонт, которого лучше бы не было

Железнодорожный вокзал в поселке Тягун (Алтайский край). На ремонт старого советского здания РЖД потратила более 200 млн руб.

«Мы не изменили своему принципу и комплексно подошли к реализации проекта – обновили как пассажирские обустройства, так и прилегающую инфраструктуру», – рассказал на открытии начальник Западно-Сибирской железной дороги Александр Грицай.

За год старое советское здание превратилось в обычный, неприметный типовой объект РЖД: серый с красными надписями. Здесь, впрочем, как и на других станциях компании появились ограждения, заборы, а фасад облицевали серым керамогранитом – то есть он стал одним из множества российских вокзалов.

Ст. Убинскую Западно-Сибирской дороги ремонтировали 22 месяца, на эти цели РЖД затратила более 565 млн руб. В результате появилось типовое двухэтажное серое здание с красными надписями, окруженное заборами.

«Все это сделано ради одной цели – чтобы всем было комфортно, чтобы люди с удовольствием пользовались услугами магистрали. Строительство вокзального комплекса повлечет дальнейшее развитие инфраструктуры», – отметил начальник Западно-Сибирской дороги Александр Грицай.

Вокзал в Можайске был построен в 1983 году. В 2006-м объект был отремонтирован. Как пишет пресс-служба РЖД, цвета выбраны в соответствии с фирменным колером. Также использованы фальшколонны, декорированные художественной лепниной. Деревянные окна заменили на современные оконные блоки с профилями из ПВХ со стеклопакетами, окна первого этажа укрепили решетками», – сообщает пресс-служба.

С красотой в понимании РЖД борется в том числе комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры. Ведомство в декабре 2020 года выявило, что ОЖД незаконно демонтировала служебный корпус на Вокзальной улице. Хотя по документам на объекте «Железнодорожная станция Парголово» 1906 года постройки был произведен не демонтаж, а ремонт. Архитектор Гранхольм Бруно здесь предусмотрел мраморные подоконники, чугунные радиаторы отопления, а железнодорожники в 2020 году заменили мрамор на дерево, а чугунные радиаторы – на батареи центрального отопления. Также, как установил КГИОП, после ремонта в несущей стене между двух печей в помещении зала ожидания появился дверной проем, а еще установлены осветительные приборы, трубы водопровода и электрические кабели.

Как рассказали РЖД-Партнеру в Союзе реставраторов Санкт-Петербурга, к ним железнодорожники еще ни разу не обращались за помощью.

«Я не стал бы демонизировать ОАО «РЖД». Компания привлекает историков. Есть самый очевидный случай – к развитию Бологое-Полоцкой линии привлекли председателя Всероссийского общества любителей железных дорог Алексея Вульфова. И теперь это прекрасный туристический маршрут. Но, к сожалению, это редкий, почти единичный пример. Все чаще ремонт происходит без общественного обсуждения, в закрытом формате. И вообще не в том объеме, который был бы интересен как российским, так и иностранным ценителям старины. Ситуация с культурным наследием на железной дороге плохая, конечно, но не катастрофическая. Пока есть что спасать», – комментирует Алексей Шишкин.

Вред, а не спасение

Бологое-Полоцкая железнодорожная линия сейчас не играет важной роли в транспортном сообщении, но она крайне интересна для любителей старины. Историки заявляют, что железная дорога, которую строили в начале прошлого века, сохранилась почти в первозданном виде. Одна из интереснейших станций Бологое-Полоцкой линии – Куженкино.

На Бологое-Полоцкой дороге сохранилось старое железнодорожное оборудование. Историки утверждают, что паровые колонки до сих пор в рабочем состоянии. Благодаря защите общественности этот участок железной дороги сохранил уникальность, столь интересную туристам.

Общественность встала на защиту ст. Медвежья Гора (Карелия) – в рамках ремонта вокзала хотели перекрасить. РЖД про традиции хотели перекрасить здание в сером цвете.

«Изменение и упрощение внешнего вида зданий вредит в большей степени, чем спасает. Ст. Медвежья Гора железнодорожная компания хотела перекрасить в серый цвет. Эту станцию построил в 1916 году архитектор и гражданский инженер из Санкт-Петербурга Руфин Габе. Здание является памятником архитектуры регионального значения. И поэтому общественность смогла убедить сохранить здание в первоначальном виде – зеленый терем с резными окнами и крышей», – говорит Алексей Шишкин.

В 2021 году РЖД реконструируют три железнодорожные станции Киевского направления Московской железной дороги – Кокошкино, Толстопальцево и Внуково. Они преобразятся в современные пригородные вокзалы, говорит генеральный директор ООО «ИНТЭК-Строй» Артем Евланов.

«На них будут установлены электронные табло и стойки для приобретения билетов в режиме онлайн, появятся современные надземные или подземные вестибюли с турникетами, более безопасные пешеходные переходы через железнодорожные пути, а также энергосберегающее освещение. В 2021 году более 85% железнодорожных перевозок осуществляется на электрической тяге. Для того чтобы сократить потребление электроэнергии, в отрасли применяются автоматизированные системы коммерческого учета электроэнергии и мощности АСКУЭ, что позволяет контролировать и корректировать объемы затрачиваемого энергоресурса», – заявляет эксперт.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2021 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions