+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
17.08.2021 10:21:05
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Железнодорожный вокзал. Блеск и уродство на сети РЖД

Первое, что видит пассажир РЖД по окончании поездки, – железнодорожный вокзал. Хорошо, если этот вокзал – красивый и удобный, потому что первое впечатление будет хорошим. Но, как показывает статистика, такое впечатление может оставить не каждый объект на РЖД. РЖД-Партнер собрал мнения историков о состоянии железнодорожных вокзалов, которые могли бы представлять историческую ценность.
Вокзал. Ненужный и лишний

На Октябрьской железной дороге уже нет старинной станции Черный Дор, меньше месяца назад она сгорела. Впервые в расписании станция появилась в 1908 году. Правда, в состав ОЖД станция вошла только в 1962-м. А в 2001 году ее закрыли. Объект в последние годы своего существования был крайне востребован у туристов, утверждает краевед Алексей Шишкин. Правда, первое, что видели туристы на ст. Черный Дор, – это табличка на главных дверях: «Вход посторонним лицам воспрещен». За ней – разруха, запустение и полный хаос.

Здание, которое могло бы быть исторической изюминкой ОЖД, не ремонтировало ни ОАО «РЖД», ни путейцы, которые организовали здесь путевую часть. Да и сторонние инвесторы не могли вкладывать деньги в объект – он находился на балансе РЖД.

«РЖД являются одним из крупнейших собственников и держателей исторических зданий вокзалов по всей России. Однако в разных частях страны – самое разное отношение. На одних дистанциях железнодорожники придерживаются принципиальной экономии, и модернизация идет только с целью сокращения издержек. Сложные с точки зрения эксплуатации здания – а их большинство – выводят, сносят или продают», – рассказывает А. Шишкин.

Причем, по мнению эксперта, битвы между железнодорожниками и градозащитникам все чаще случаются на Октябрьской железной дороге. ОЖД одержала победу в битве за железнодорожные вокзалы в Усть-Ижоре, Семрино и Токсово. Этих зданий уже нет, а память градозащитники пытаются сохранить. Поэтому за снесенный вокзал в Токсово активисты воюют в суде: они надеются получить юридические подтверждения незаконности решения областного комитета по сносу, а потом надеются заставить РЖД воссоздать исторический облик снесенного вокзала.

Ремонт, которого лучше бы не было

Железнодорожный вокзал в поселке Тягун (Алтайский край). На ремонт старого советского здания РЖД потратила более 200 млн руб.

«Мы не изменили своему принципу и комплексно подошли к реализации проекта – обновили как пассажирские обустройства, так и прилегающую инфраструктуру», – рассказал на открытии начальник Западно-Сибирской железной дороги Александр Грицай.

За год старое советское здание превратилось в обычный, неприметный типовой объект РЖД: серый с красными надписями. Здесь, впрочем, как и на других станциях компании появились ограждения, заборы, а фасад облицевали серым керамогранитом – то есть он стал одним из множества российских вокзалов.

Ст. Убинскую Западно-Сибирской дороги ремонтировали 22 месяца, на эти цели РЖД затратила более 565 млн руб. В результате появилось типовое двухэтажное серое здание с красными надписями, окруженное заборами.

«Все это сделано ради одной цели – чтобы всем было комфортно, чтобы люди с удовольствием пользовались услугами магистрали. Строительство вокзального комплекса повлечет дальнейшее развитие инфраструктуры», – отметил начальник Западно-Сибирской дороги Александр Грицай.

Вокзал в Можайске был построен в 1983 году. В 2006-м объект был отремонтирован. Как пишет пресс-служба РЖД, цвета выбраны в соответствии с фирменным колером. Также использованы фальшколонны, декорированные художественной лепниной. Деревянные окна заменили на современные оконные блоки с профилями из ПВХ со стеклопакетами, окна первого этажа укрепили решетками», – сообщает пресс-служба.

С красотой в понимании РЖД борется в том числе комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры. Ведомство в декабре 2020 года выявило, что ОЖД незаконно демонтировала служебный корпус на Вокзальной улице. Хотя по документам на объекте «Железнодорожная станция Парголово» 1906 года постройки был произведен не демонтаж, а ремонт. Архитектор Гранхольм Бруно здесь предусмотрел мраморные подоконники, чугунные радиаторы отопления, а железнодорожники в 2020 году заменили мрамор на дерево, а чугунные радиаторы – на батареи центрального отопления. Также, как установил КГИОП, после ремонта в несущей стене между двух печей в помещении зала ожидания появился дверной проем, а еще установлены осветительные приборы, трубы водопровода и электрические кабели.

Как рассказали РЖД-Партнеру в Союзе реставраторов Санкт-Петербурга, к ним железнодорожники еще ни разу не обращались за помощью.

«Я не стал бы демонизировать ОАО «РЖД». Компания привлекает историков. Есть самый очевидный случай – к развитию Бологое-Полоцкой линии привлекли председателя Всероссийского общества любителей железных дорог Алексея Вульфова. И теперь это прекрасный туристический маршрут. Но, к сожалению, это редкий, почти единичный пример. Все чаще ремонт происходит без общественного обсуждения, в закрытом формате. И вообще не в том объеме, который был бы интересен как российским, так и иностранным ценителям старины. Ситуация с культурным наследием на железной дороге плохая, конечно, но не катастрофическая. Пока есть что спасать», – комментирует Алексей Шишкин.

Вред, а не спасение

Бологое-Полоцкая железнодорожная линия сейчас не играет важной роли в транспортном сообщении, но она крайне интересна для любителей старины. Историки заявляют, что железная дорога, которую строили в начале прошлого века, сохранилась почти в первозданном виде. Одна из интереснейших станций Бологое-Полоцкой линии – Куженкино.

На Бологое-Полоцкой дороге сохранилось старое железнодорожное оборудование. Историки утверждают, что паровые колонки до сих пор в рабочем состоянии. Благодаря защите общественности этот участок железной дороги сохранил уникальность, столь интересную туристам.

Общественность встала на защиту ст. Медвежья Гора (Карелия) – в рамках ремонта вокзала хотели перекрасить. РЖД про традиции хотели перекрасить здание в сером цвете.

«Изменение и упрощение внешнего вида зданий вредит в большей степени, чем спасает. Ст. Медвежья Гора железнодорожная компания хотела перекрасить в серый цвет. Эту станцию построил в 1916 году архитектор и гражданский инженер из Санкт-Петербурга Руфин Габе. Здание является памятником архитектуры регионального значения. И поэтому общественность смогла убедить сохранить здание в первоначальном виде – зеленый терем с резными окнами и крышей», – говорит Алексей Шишкин.

В 2021 году РЖД реконструируют три железнодорожные станции Киевского направления Московской железной дороги – Кокошкино, Толстопальцево и Внуково. Они преобразятся в современные пригородные вокзалы, говорит генеральный директор ООО «ИНТЭК-Строй» Артем Евланов.

«На них будут установлены электронные табло и стойки для приобретения билетов в режиме онлайн, появятся современные надземные или подземные вестибюли с турникетами, более безопасные пешеходные переходы через железнодорожные пути, а также энергосберегающее освещение. В 2021 году более 85% железнодорожных перевозок осуществляется на электрической тяге. Для того чтобы сократить потребление электроэнергии, в отрасли применяются автоматизированные системы коммерческого учета электроэнергии и мощности АСКУЭ, что позволяет контролировать и корректировать объемы затрачиваемого энергоресурса», – заявляет эксперт.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions