Сроки и планы
В 2004 году министр транспорта РФ Игорь Левитин выступил с инициативой возобновления строительства отдельной ВСМ. Это предложение было поддержано президентом ОАО «РЖД», и в 2006-м для осуществления проекта была создана новая компания – ОАО «Скоростные магистрали».
ВСМ в Санкт-Петербург обсуждалась первым подобным проектом в РФ, но в 2013 году решением государства, по сути, признана нецелесообразной для реализации из-за значительной потребности в инвестициях и незначительном сокращении времени поездки.
В феврале 2019 года тогда еще вице-премьер Максим Акимов заявил журналистам, что считает привлекательной идею строительства ВСМ Москва – Санкт-Петербург, отметив, что ВСМ сможет разгрузить воздушное пространство над столицей.
Спустя два месяца президент России Владимир Путин согласился возродить проект ВСМ. Стоимость строительства высокоскоростной магистрали предварительно оценивается в 1,5 трлн руб.
По словам О. Белозерова, экономический эффект от реализации проекта ВСМ Москва – Санкт-Петербург составит более 8 трлн руб. при затратах в 1,6–1,7 трлн руб. Также в конце 2019 года он сообщал, что в планах РЖД – в 2022 году завершить проект сметной документации строительства магистрали.
«Уже в конце 2025 года предусматривается запуск скоростного участка до Твери. Насколько эти сроки реальны, судить пока рано, ведь сейчас проект еще в разработке. А вот заявленные показатели пассажиропотока на ВСМ, судя по всему, будут актуальны», – говорит генеральный директор ООО «ИНТЭК-Строй» Артем Евланов.
Вице-президент Центра стратегических разработок (ЦСР) Татьяна Горовая называет срок завершения строительства ВСМ в 2027 году достаточно амбициозной, но вполне реалистичной целью. «На успешную реализацию ВСМ будут направлены усилия и созданы благоприятные условия, которые заложены в федеральном законе от 31 июля 2020 года «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры», что позволит существенно сократить сроки проектирования и строительства», – говорит она.
Т. Горовая добавляет: участки выходов из Москвы и Санкт-Петербурга наиболее сложные и затратные, поэтому первостепенная задача – соблюсти запланированные сроки по ним, а это 2024 год. При этом выходы из городов можно уже начинать реализовывать и не дожидаться окончательного решения всей трассировки.
При этом, пока нет готовой проектной документации, есть риск увеличения стоимости проекта и его сроков. Окончательное решение о коридоре прохождения трассы будет принято не ранее конца 2021 года, после проведения изыскательских работ и проведения более точных оценок. Кроме того, РЖД рассчитывают на налоговые льготы и при строительстве, и при эксплуатации проекта. Без налоговых решений необходимо будет изыскать еще около 700 млрд руб., что означает, что увеличится срок окупаемости и как следствие – снизится привлекательность для инвесторов. Таким образом, возникает риск недофинансирования проекта, что, безусловно, может сказаться и на сроках его строительства, добавляет она.
Эксперт транспортного планирования территорий ИТП «Урбаника» Илья Резников также называет строительство ВСМ Москва – Санкт-Петербург к 2027 году технически реализуемой задачей. Но вместе с тем уверенности в том, что проект будет выполнен в указанный срок, у него нет. В качестве аргументов он отмечает, что строительство пока не началось и названные сроки могут быть перенесены или отменены. «К сожалению, подобная участь ждет едва ли не половину заявляемых в России крупных транспортных проектов», – комментирует он. Также на фоне экономических трудностей не совсем понятна приоритетность тех или иных проектов.
Ускорение и поддержка
Не один эксперт высказывал уже мнение о необходимости политической воли для успешной реализации и завершения проекта ВСМ.
Еще летом 2019 года в интервью РЖД-Партнеру руководитель научно-образовательного центра инновационного развития пассажирских железнодорожных перевозок Петербургского государственного университета путей сообщения императора Александра I Анатолий Зайцев говорил о важности заинтересованности и курирования проекта со стороны правительства. Подтверждал свою точку зрения он и во время недавнего дискуссионного клуба «Высокоскоростная магистраль Москва – Санкт-Петербург: дорога в будущее?».
С ним солидарен и И. Резников. «Способствовать реализации проекта будут четкая политическая воля и стабильное финансирование – это самое главное в любой подобной стройке. Проектировщики и строители найдутся, на крупный госзаказ будут желающие», – отмечает эксперт.
Заместитель генерального директора ИПЕМ Владимир Савчук, в свою очередь, отмечает, что сроки окончания строительства ВСМ, скорее, зависят от скорости принятия решений на высоком уровне о начале строительства и, конечно, от софинансирования проекта. «Строительство линейной инфраструктуры между мегаполисами – технически относительно понятная и прогнозируемая работа, которую можно выполнить в течение плюс-минус четырех лет в зависимости от организации работ. Первостепенными факторами реализации проекта в срок являются принятие решений о софинансировании проекта из бюджета и за счет использования других финансовых инструментов поддержки, а также о начале строительной части работ на государственном уровне», – комментирует он.
По мнению А. Евланова, ускорить процесс на стадии проектирования может слаженная работа компаний, которые участвуют в данном проекте. «Важно также наладить тесное сотрудничество с региональными и муниципальными властями, а главное – с жителями городов и деревень, прилегающих к будущей магистрали», – говорит он.
Директор по развитию ООО «Дорнадзор» Петр Атаев скептически относится к заявлению о 2027 годе как о сроке реализации проекта. Он отмечает, что существующая практика реализации масштабных проектов в РФ показывает два варианта развития – либо ВСМ Москва – Санкт-Петербург будет построена со значительными задержками, либо вообще не будет реализована в обозримой перспективе. «Учитывая опыт анонсированной более 10 лет назад ВСМ-2 Москва – Казань – Екатеринбург, предполагаю, что вероятнее второй вариант», – делится рассуждениями П. Атаев.
По его мнению, реализация проекта ВСМ Москва – Санкт-Петербург в условиях стагнации экономики возможна лишь при политическом решении построить любой ценой, как было, к примеру, со строительством Крымского моста. Напомним, что предложения по строительству моста через Керченский пролив прорабатывались как минимум с начала XX века, а по факту он был построен после постановки соответствующей задачи президентом весной 2014 года. И уже в мае 2018-го состоялась церемония запуска автодорожного моста.
«Полагаю, что в данном случае это не столь принципиально для имиджа власти, так как совершенно не прослеживается запроса в обществе на появление еще одной транспортной связи между столицами, уже обеспеченными ночными экспрессами, «Сапсанами», платной автомагистралью, бесплатной дорогой, интенсивным авиасообщением. Ни одна другая пара городов России не приближается по широте возможностей пассажирского сообщения между ними», – комментирует П. Атаев.
Сдерживающие факторы
Определенными тормозами для строительства ВСМ Москва – Санкт-Петербург, как отмечают эксперты, являются не только заинтересованность руководства страны, но и, главным образом, целесообразность траты 1,5 трлн руб., особенно в современных условиях.
По факту стоимость проекта с каждым годом растет за счет ежегодного роста строительно-монтажных работ. Для строительства ВСМ требуются государственные инвестиции. И, как отмечает В. Савчук, отсутствие вышеперечисленных решений на государственном уровне – о софинансировании проекта из бюджета и о начале строительной части работ – тормозит сейчас реализацию проекта.
Тормозить проект могут также земельные вопросы, сложности со строительством вокзалов в Москве и Санкт-Петербурге и подходов к ним, добавляет И. Резников.
Определенные надежды здесь возлагаются на уточнение параметров стратегии развития транспортной системы и включение в документ магнитолевитационной технологии (маглев).
Но опять-таки опыт в развитии высокоскоростных сервисов показывает, что успех зависит от инвестиционной политики государства. В тех странах, где эксплуатация ВСМ дает положительный совокупный эффект, госфинансирование проекта на безвозвратной основе составляло 70–100%.