• Ставка на полувагон
    1975
    -3.8 %
    руб./сут.
    август 2019
  • Индекс качества II КВАРТАЛ 2019Г. - 64 балла
  • Финансы USD ЦБ РФ 65.6 0 EUR ЦБ РФ 72.62 0
    BTC 10138.91 usd BTC 668965.28 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
05.12.2018 12:24:31
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Ведущие эксперты отрасли обсудили вопросы госрегулирования на деловом завтраке РЖД-Партнера

Ведущие эксперты отрасли обсудили вопросы госрегулирования на деловом завтраке РЖД-Партнера
Сегодня в Москве начала свою работу XVI Международная конференция «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство», организованная журналом РЖД-Партнер. За одним столом собрались представители Федеральной антимонопольной службы, ОАО «РЖД», ведущих российских отраслевых компаний, аналитики, эксперты, операторы и логисты. Тема делового завтрака – «Оценка регулирующего воздействия на бизнес и возможность эффективного взаимодействия с естественными монополиями и регулирующими органами».

Эксперты поделились своим мнением о том, в чем заключается опасность искусственного вмешательства регулятора в конкурентный рынок, о регуляторных изменениях, ухудшающих ведение бизнеса, в том числе в сфере транспорта, а также дали рекомендации о том, как грамотно подготовиться в антимонопольному разбирательству и выиграть дело в судебных инстанциях, проведя разбор методологии и типичных ошибок.

Темп дискуссии задал старший научный сотрудник Российской академии народного хозяйства, член экспертного совета при правительстве РФ Вадим Новиков. Он отметил, что Россия по индексу экономической свободы находится на 107-м месте, между Таджикистаном и Белоруссией. Развитие рынка предполагает, что участия государства должно быть меньше, чем сейчас, подчеркнул он, обозначив на примерах проблемы протекционизма, тарифного регулирования (введение, отмена и заморозка) и т. д. По его мнению, когда отрасль не согласна с регулятором и если ее заинтересованные представители хотят, чтобы ФАС приняла некоторое решение, она не должна быть первым ведомством, в которое они должны обратиться. «Начните с формирования базы союзников как в органах власти, так и за ее пределами. А потом, когда за вашими плечами будут шеренги сочувствующих и единомышленников, вы можете прийти туда, где вас до сих пор не слушали», – подчеркнул В. Новиков.

Директор центра оценки регулирующего воздействия ВШЭ Даниил Цыганков поделился выводами доклада о регуляторной политике для Центра стратегических разработок. По его словам, они касаются не только железнодорожных перевозок, но и, пожалуй, всей регуляторной системы. «Большая часть нашего законодательства не просто избыточная, оно фейковое. И основная стратегия бизнеса – это, конечно, оппортунистическое поведение. Все эти требования выполнить невозможно. Иногда они очень дорогостоящие. Но иногда их можно игнорировать, проводя какую-то черту между уголовной и административной ответственностью», – начал он. Д. Цыганков обратил внимание на то, каким образом происходит оценка регуляторного воздействия железнодорожного рынка.

«Я нашел директивы Европейской комиссии 2012 года, которые касаются железнодорожных перевозок. Разобрано большое количество альтернатив с расчетами, экспертными оценками. Как правило, у нас у регулятора альтернатив нет – то, что предлагается, является единственной и верной идеей. Не всегда бизнесу удается справиться с ней. На мой взгляд, это связано как с техническими (внедрено мало счетных методик, не созданы базы данных и т. д.) проблемами, так и с идеологическими», – сказал он. По его мнению, бизнесу в этой ситуации стоит лучше прогнозировать экономически значимое регулирование и изменения, заранее готовить отраслевые доклады, аккумулировать абсурды, и на базе этих готовых перечней плохих и хороших решений пытаться защищаться не в тот момент, когда решение уже принято, а тогда, когда оно еще готовится.

О том, что законов становится все больше и больше и ассоциации предпринимателей (РСПП, «Деловая Россия») стараются этот вал остановить, рассказал директор АНО «Институт повышения конкурентоспособности» Алексей Ульянов. «Мы пока не видим, к сожалению, ясной модели регулирования железнодорожной отрасли. Много красивых слов, но реально то, что делают и Министерство транспорта РФ, и антимонопольная служба, и правительство РФ в целом… Нужно думать о тех представителях малого и среднего бизнеса, кто нуждается в доступе к инфраструктуре. Очень непонятная ситуация сложилась с инновационными вагонами. Введенные скидки привели к тому, что они бегают порожняком. Нужна четкая модель регулирования отрасли», – высказался он. Болевой точкой отрасли А. Ульянов назвал и госзакупки, при которых иногда приходится сталкиваться с двойными стандартами.

Отдельный интерес у участников вызвало решение о слиянии Федеральной службы по тарифам и Федеральной антимонопольной службы. Главный редактор РЖД-Партнера Александр Ретюнин поинтересовался мнением собравшихся на деловой завтрак, в том числе о том, насколько подобная практика применима в других странах и не мешает ли это практической работе. А. Ульянов назвал решение ошибочным. «Если мы посмотрим на мировую практику, прецедентов объединения в антимонопольном регуляторе регулирования естественных монополий нет. Нужны отраслевые регуляторы, которые учитывают специфику каждой конкретной отрасли. Это была бы оптимальная модель», – считает он.

Вопрос необходимости объединения ФСТ и ФАС подробно изучил Институт проблем естественных монополий. Заместитель генерального директора ИПЕМ Владимир Савчук подтвердил отсутствие мирового опыта объединения таких функций. «Как правило, есть сильный тарифный регулятор, который в отдельных странах выполняет функции по экспертизе допуска к инфраструктуре. Такого масштабного совмещения антимонопольного регулирования с тарифным регулированием нет», – сообщил он. Он подчеркнул, что если смотреть отчет самой антимонопольной службы, каждый год количество проверок растет. При этом каждый год количество выигранных компаниями судов против решений, которые выносит ФАС, также увеличивается. «В других странах антимонопольные службы 95% штрафов назначают зарубежным компаниям, которые безобразничают на национальном рынке. В Европе – 85%. В России этот показатель – 0,5%. Как в условиях такого регулирования чувствует себя наш бизнес конкурентоспособным по отношению к тому бизнесу, с которым ему приходится конкурировать в других странах? Сами регуляторы не выполняют те правила поведения регулирования, которые сами же для себя написали», – недоумевает он.

Президент Ассоциации перевозчиков и операторов подвижного состава железнодорожного транспорта (АСКОП) Владимир Прокофьев, в свою очередь, добавил, что благодаря ФАС во многом отрасль имеет вагонную составляющую. По его словам, дефицит колес составляет 250 тыс. единиц. «Все знают и все понимают, что мы скоро остановимся. Никакого решения ни на каком уровне», – сказал он.

В ответ на это Научный руководитель РУТ (МИИТ) Вадим Морозов отметил, что проблема колес как раз недавно поднималась на заседании комитета Государственной думы РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству. «Мы прогнозировали дефицит колес 3 года назад, когда шло массовое списание вагонов. Решение должно быть в ближайшее время и напряжение должно сняться», – пояснил он. Соответствующий документ уже в ближайшее время будет направлен в адрес министра промышленности Дениса Мантурова.

Возвращаясь к теме слияния ФСТ и ФАС, председатель подкомитета по железнодорожному транспорту комитета ТПП РФ по транспорту и экспедированию Евгений Реутов стал на защиту регулятора (до момента слияния) и подчеркнул, что до момента слияния вектор движения ведомства был другим. «До этого дела возбуждались в основном против РЖД. А сейчас против операторов – регуляторы пытаются зарегулировать вагонную составляющую. Это странно. Но вместе с тем те решения, которые принимались ранее, возможно, пассажирам были важны», – подытожил он.

Напомним, что международная конференция «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство» проводится на ежегодной основе при участии крупнейших российских предприятий транспортного сектора, ключевых грузоотправителей, представителей регуляторных органов и пр.

Следите за новостями с конференции на сайте ИА РЖД-Партнер.ру!
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


На ту же тему
РЖД-Партнер

Снижение экспортных железнодорожных тарифов вряд ли позволит увеличить объемы перевозок

Снижение экспортных железнодорожных тарифов вряд ли позволит увеличить объемы перевозок
Возможное снижение тарифов на железнодорожные перевозки для экспортеров – это интересное предложение. Однако сейчас не очевидно, к экспорту в какие страны оно может быть применимо. Это будут отдельные страны из какого-то списка или абсолютно все страны, с которыми Россия соединена железнодорожным сообщением. Также открыт вопрос о видах подвижного состава, к которым применят данные послабления.
РЖД-Партнер

Повышение тарифов на порожний пробег возможно, но временно

Повышение тарифов на порожний пробег возможно, но временно
Необходимо признать, что дробление технологии централизованного управления вагонным парком в результате реформы привело к не всегда эффективному использованию инфраструктуры и тяги. О высоких рисках реализации такого сценария заявляли отраслевые эксперты в ходе решения вопроса о либерализации услуг предоставления вагонов для перевозок еще 15 лет назад.
РЖД-Партнер

Синев: Для внутригосударственных перевозок массовых грузов важна долгосрочная предсказуемость тарифов

Синев: Для внутригосударственных перевозок массовых грузов важна долгосрочная предсказуемость тарифов
Возможность долгосрочного прогнозирования тарифов необходима участникам рынка перевозок для определенных целей. Например, заключение концессионных соглашений (на срок концессии), программа закупки вагонов (на срок инвестиционного цикла) и пр.

  1. ОАО «РЖД» разрешило досрочно (телеграмма № 15099/ЦФТО от 24.06.2019 г.), за полгода до вступления в силу приказа Минтранса (№ 66 от 04.03.2019 г.), перевозить некоторые виды скоропортящихся грузов в универсальных контейнерах вместо рефрижераторов. Позволит ли это решение привлечь новые грузы на железную дорогу и как этот шаг отразится на работе операторов?

Выставка Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2019 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions

beylikduzu escort