В январе 2017 г. рост погрузки зафиксирован по большинству номенклатур. В частности, угля погружено 31,4 млн т (+9,9%), кокса – 0,9 млн т (+15,7%), нефти и нефтепродуктов – 21,2 млн т (+1,9%), черных металлов – 5,9 млн т (+7,3%), лома черных металлов – 0,8 млн т (+75,9%), химических и минеральных удобрений –4,9 млн т (+5%), цемента – 1,1 млн т (+1,6%), лесных грузов – 3,2 млн т (+10,2%), зерна – 1,6 млн т (+18,8%), строительных грузов – 7,7 млн т (+9,1%), химикатов и соды – 2,3 млн т (+8,8%), промышленного сырья и формовочных материалов – 2,2 млн т (+5,1%). Снижение было зафиксировано при погрузке железной руды – на 1,4%, до 8,8 млн т, цветной руды и серного сырья – на 3,4%, до 1,6 млн т.
Грузооборот в январе 2017 г. составил 203,2 млрд тарифных т-км. Грузооборот с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии за это же время вырос на 10,7% и составил 261,8 млрд т-км.
К общему увеличению погрузки привело несколько факторов. Прежде всего, возросли экспортные перевозки угля. В ЦФТО отметили активизацию грузопотока на Дальний Восток. Надо сказать, что роль мирового рынка для продажи российского угля в последнее время возросла. Если в 2010 г. в структуре погрузки угля по сети РЖД экспорт занимал 36,8%, то по итогам 2016 г. он почти сравнялся с внутрироссийскими поставками, составив 49,88%.
В 2017 году объем погрузки угля будет в значительной степени зависеть от условий на внешних рынках, так как на внутреннем ситуация значительно меняться не будет, считают в ИПЕМ. По оценкам экспертов, в настоящий момент на внешнем рынке в целом, несмотря на значительные скачки цен, сложилась благоприятная конъюнктура для отечественных угольщиков, которая располагает к увеличению отправок угля на экспорт. Если не будет серьезных потрясений, то погрузка угля в 2017 г. увеличится минимум на 1–2%.
В то же время погрузка нефти и нефтепродуктов (по итогам 2016 г. доля этой номенклатуры в структуре железнодорожной погрузки составила 19,3%, то есть традиционно занимает второе место после угля с 26,9%) в текущем году продолжит снижаться, поскольку уже в ближайшей перспективе ожидается ввод в эксплуатацию целого ряда трубопроводов. По итогам 2017 г. погрузка нефти и нефтепродуктов может оказаться примерно на 3–4% ниже, чем в 2016-м. Более того, аналитики прогнозирует увеличение темпов снижения погрузки нефти и нефтепродуктов, что обусловлено вводом в эксплуатацию не только нефтепроводов, но и продуктопроводов. Например, в 2018 г. будут завершены работы по увеличению пропускной способности продуктопровода «Север» с 8,5 до 25 млн т в год, а на конец 2019-го запланирован запуск продуктопровода «Юг» проектной мощностью 11 млн т в год.
Если говорить о ближайшей перспективе, то ЦФТО прогнозирует рост погрузки в феврале 2017 г. на 3,7% к аналогичному периоду 2016 г.
Президент ОАО «РЖД» Олег Белозеров в середине января заявил, что менеджмент компании допускает рост погрузки в 2017 году в районе 1%. Он подчеркнул, что решения правительства по тарифным и другим экономическим вопросам, принятые в конце 2016 года, позволят РЖД уйти от убытков, которые были заложены в Прейскуранте № 10-01, а также частично решить проблему потерь от изменения структуры перевозок в пользу низкодоходных грузов, которая будет актуальна и в нынешнем году. В то же время ключевым риском для ОАО «РЖД» будет значительная волатильность перевозок, которая может возникнуть из-за принятия определенных решений в экономике и на которые компания не повлияет. Эти решения могут вызвать изменения в промышленности, в результате чего в отдельные месяцы будет наблюдаться спад перевозок, в другие, наоборот, рост. Компания намерена задействовать весь потенциал для удовлетворения потребностей в перевозках.