• Ставка на полувагон
    1600
    0 %
    руб./сут.
    октябрь 2022
  • Индекс качества II КВАРТАЛ 2022Г. - 58 баллов
  • Финансы USD ЦБ РФ 61.77 0 EUR ЦБ РФ 64.99 0
    BTC 17017.88 usd BTC 1055108.56 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
26.08.2022 17:27:56
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

В России на 22% выросло производство трамваев, а денег на их покупку почти нет

Электротранспорт или выйдет на дороги России, или… О другом варианте производители предпочитают не говорить. Однако на их оптимизм влияет рост стоимости подвижного состава, участники рынка подозревают, что произведенный электротранспорт никто не купит.
В России на 22% выросло производство трамваев, а денег на их покупку почти нет
Откуда деньги

250 новых трамваев вышли на дороги города в минувшем году, это на 17% больше, чем в 2020-м. Троллейбусов вышло больше, 358 ед., но рост по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года составил 12% – таковы данные отчета «Трамвайный и троллейбусный транспорт России. Итоги 2021», подготовленный Первой компанией транспортной инфраструктуры совместно с МАП ГЭТ при поддержке Strategy Partners. Итого рынок трамваев оценивают в более чем 20 млрд руб., а рынок троллейбусов – более чем в 8 млрд руб.

«Итого рынок подвижного состава – это примерно 30 млрд руб. Приблизительность оценки обусловлена тем, что ряд сделок по приобретению подвижного состава являются закрытыми – приобретаемыми по договорам лизинга, в рамках концессионных соглашений», – рассказывает РЖД-Партнеру Александр Постников, партнер Strategy Partners.

В прошлом году регионы вышли на рекорд по обновлению подвижного состава пассажирского электротранспорта. В этом году производители надеются на повтор: в июне этого года производство трамваев превысило 73%, если сравнивать показатель с июнем прошлого года, а если сравнивать с предыдущем месяцем, то рост на 37%, а с накопленным итогом за I полугодие – рост на 22%. Однако регионы, кажется, не готовы к рекордам. Причина проста: в бюджете нет денег.

У регионов есть пять источников на покупку электротранспорта. Во-первых, кредитные линии, во-вторых, концессия. Благодаря этим двум источникам только в Петербурге в этом году на линии выйдет 79 трамваев и 178 троллейбусов, еще 30 трамваев и 20 троллейбусов получит Челябинск, 50 трамваев – Таганрог и 11 Верхняя Пышма, 36 троллейбусов выйдут на улицы Брянска и 56 – Волгограда. Участники рынка не исключают, что, возможно, еще 47 трамваев закупит Челябинск и 5 троллейбусов – для Йошкар-Олы. Но концессионеров, готовых инвестировать в обновление подвижного состава, не очень много, а стоимость кредитов растет.

Обновление парка подвижного состава может происходить в рамках семилетних брутто-контрактов. Но первый город в России, где завершилась транспортная реформа, – Петербург, и здесь именно перевозчики обновляют парк, но только – автобусов. Обновлять электротранспорт в рамках семилетних брутто-контрактов невыгодно, разъясняют участники рынка. Вина электротранспорта – в долгом сроке службы. Трамвай эксплуатируют 30 лет, троллейбусы – в 2 раза меньше. Семилетние контакты все затраты не окупают, а на больший срок брутто-контакты не заключают, объясняют участники рынка. И главное – победитель в городском конкурсе, как правило, вкладывается не только в покупку электротранспорта, но и в строительство и обслуживание инфраструктуры для него.

Еще одним источником для обновления транспорта называют тарифы. Но он позволяет обновлять лишь 1/30 часть трамвайного парка (то есть если в парке 100 вагонов, то ежегодно обновлять можно лишь три) и 1/15 часть троллейбусного парка (из 100 троллейбусов ежегодно менять можно лишь шесть). Регион может, конечно, выдать субсидии компаниям-перевозчикам. Но средства направят на выплаты процентов по лизинговым платежам за подвижной состав либо напрямую на покупку подвижного состава.

«Субсидии позволят выплачивать меньшие суммы на приобретение нового подвижного состава», – говорит А. Постников.

Федеральный транш

Еще один источник – нацпроекты. В ближайшие два года, по ожиданиям участников рынка, объем выданных инфраструктурных кредитов достигнет 500 млрд руб. Однако пока точных цифр нет, так как нет информации о составе заявок в открытом доступе. Объем финансирования нацпроекта «Безопасные качественные дороги» – 10 млрд руб., он действует до 2024 года. Правила таковы: регионы приобретают транспорт с субсидией до 50%. Однако уже известно, что в ближайшие два года закупят всего 200 троллейбусов и 27 трамваев, часть средств направят на покупку 934 автобусов. И все. Деньги закончились.

В рамках федерального проекта «Чистый воздух» в ближайшие два года регионы получат более 20 млрд руб., которые направят в том числе на покупку электротранспорта. Но какую часть – вопрос открытый.

«Сложность выхода на заключение контракта поставки подвижного состава состоит в том, что заявку готовит министерство природных ресурсов региона. Чтобы попасть в заявку, городские власти должны приложить усилия. И главное – в конкурсе на закупку подвижного состава побеждает не производитель самого качественного подвижного состава, а производитель самого дешевого», – продолжает А. Постников.

Есть возможность привлечь внебюджетные средства: есть и инфраструктурные облигации, и инфраструктурные бюджетные кредиты. Однако федеральные средства в регионы идут с условием возврата. Ставка – 3% годовых, срок – не менее 15 лет. Регион погашать кредит на покупку электротранспорта начинает с третьего года его использования.
«Это, конечно, снижает нагрузку на региональные бюджеты», – говорит А. Постников.

Федеральные деньги идут как на проектирование транспортной инфраструктуры, так и на покупку подвижного состава. Участники рынка рассчитывают на деньги от Дом.РФ, он предоставляет финансирование на развитие транспортной инфраструктуры и обновление подвижного состава под 5,5% годовых на срок до 20 лет. Заемщиком является регион. Разницу между рыночной ставкой и ставкой финансирования компенсируют субсидией.

Около 40 млрд руб. может дать и ВЭБ.РФ. Заемщик – или регион, или город.

«Из рассмотренных пяти источников финансирования наиболее перспективными по продуктивности затраченных усилий и получаемым результатам являются федеральный проект «Чистый воздух» и инфраструктурные облигации от Дом.РФ. Но они требуют профессионально подготовленных документов, которые разработают специализированные команды», – заключает А. Постников.
А таковых в регионах, как правило, нет.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Ремонт, эксплуатация и техническое обслуживание вагонов
    За последние годы российский рынок вагоноремонта существенно изменился, став преимущественно частным бизнесом. Каковы были основные события в этой сфере в текущем году, что будет с производством и локализацией кассетных подшипников и ждать ли роста выпуска парка инновационных вагонов, а также как цифровые технологии могут помочь участникам рынка бороться с контрафактом и сэкономить время, обсуждали на деловом семинаре «Ремонт, эксплуатация и техническое обслуживание вагонов», организованном журналом «РЖД-Партнер». По итогам мероприятия подготовлен специальный проект, с которым вы можете ознакомиться по ссылке.
  • Перевозки зерна и удобрений
    Погрузка и зерновых, и удобрений на сети РЖД в этом году снижается. Рекордный урожай зерновых заставил предприятия всерьез задуматься о дефиците мощностей для их хранения, число компаний-экспортеров сократилось, состав крупнейших покупателей изменился, а перевозчики испытывают большие логистические трудности. С перевозками удобрений тоже все непросто: из-за геополитической ситуации российский экспорт в западном направлении снижается, а попытки переориентироваться на восток сопряжены с увеличением расходов. 25 октября 2022 года на сайте журнала РЖД-Партнер опубликован специальный проект, посвященный перевозкам зерна и удобрений.
  • Перевозки скоропортящихся грузов
    Несколько лет назад на сети РЖД изменились правила перевозок скоропорта. Тем не менее, по данным экспертов, каждый второй скоропортящийся груз по-прежнему везется с нарушениями температурного режима. То, как исправить эту ситуацию и нужен ли для этого новый закон «О непрерывной холодильной цепи», а также в каком состоянии сегодня находится парк для перевозок скоропорта и холодильные мощности в портах, обсуждали участники семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного редакцией журнала «РЖД-Партнер». Подробности - в нашем специальном проекте.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2022 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions